Вчера закончилось эмбарго на отзывы об еще одном проекте Apple TV+ "Дом с Прислугой" - первом телесериале режиссера М. Найт Шьямалана (это, если вы вдруг забыли, автор фильмов "Шестое чувство", "Неуязвимый", "Сплит"). Сериал у Шьямалана вышел очень и очень любопытный, такая неожиданная смесь из классического хоррора, душераздирающей драмы и foodporn. (посмотреть его можно будет уже с 28 ноября).
Итак. Наших главных героев зовут Дороти и Шон Тёрнеры. Дороти - звезда местного телевидения (дело происходит в Филадельфии), Шон - шеф-повар. Но не обычный шеф-повар в ресторане, а шеф повар на удаленке: он придумывает для ресторанов новые блюда, периодически занимается кейтерингом для очень богатых или очень знаменитых и даже иногда выступает по телевидению в качестве приглашенного эксперта или судьи в кулинарных шоу. Наша история начинается с того, что Шон и Дороти решают нанять няню своему грудному сыну Джерико.
Няню зовут Лиэнн - она тихая и невзрачная девочка из далекой провинции, очень консервативно одетая и очень - можно даже сказать излишне - послушная и непритязательная. Лиэнн очень любит детей и с радостью позаботится о маленьком Джерико, пока его родители заняты. Она его и искупает, и накормит и погулять с ним сходит.
Проблема в том, что Джерико умер несколько месяцев назад и фактически Шон нанимает девушку, чтобы присматривать за очень дорогой и натуралистически выглядящей куклой, которую он купил, чтобы помочь Дороти пережить травму. После смерти ребенка Дороти потеряла рассудок и впала в кататонию, она была не способна есть, говорить, передвигаться. Именно поэтому Шон купил куклу и именно поэтому смерть ребенка держится в тайне ото всех, в первую очередь от самой Дороти, которая верит, что кукла - это её живой малыш.
Нанятая для ухода за ним няня - это лишь очередной штрих, деталь, призванная еще больше успокоить уничтоженную горем мать. Шон уверен, что если он тихонько объяснит новой няне положение дел, она подыграет ему. Но Лиэнн, вместо того, чтобы подыгрывать, сама, кажется, верит в то, что ребенок настоящий...
Как и в случае с практически всеми фильмами Шьямалана, чем меньше вы знаете про сюжет заранее, тем лучше. Словить спойлер к "Дому с прислугой" будет в каком-то смысле не менее обидно, чем спойлер к "Шестому чувству", тем более, что самая неожиданное и стремное событие произойдет уже в финале первого эпизода.
Во времена моей юности преподаватели английского использовали слово creepy как пример того, что в английском есть слова, дословный и точный перевод которых на русский невозможен (creepy - это ощущение беспокойства, смешанного со страхом). Потом русский язык адаптировался и появилось очень удобное слово "криповый". Так вот сериал "Дом с прислугой" не очень страшный, но бесконечно криповый. Он весь выстроен на движения камеры, звуках, актерской игре, невероятной тяжелой удушающей атмосфере дома, обитателей которого придавило страшной человеческой трагедией.
Пожалуй единственный герой, который привносит в гнетущую атмосферу сериала какое-то разнообразие - это брат Дороти - Джулиан (его играет Руперт Грин, повзрослевший Рон Уизли из "Гарри Поттера"). Джулиан вроде бы старается подбодрить сестру, но, как мы поймем достаточно быстро, основные отношения у него не с ней, а с её мужем, с которым его связывает какая-то страшная тайна.
Отдельно нужно сказать про foodporn. Главный герой не просто работает шеф-поваром, такой выдающейся телевизионной кулинарии зрители не видели, кажется, со времен сериала "Ганнибал". Шон будет запекать угрей в соли, делать мороженое из лобстеров, с ювелирной тонкостью впрыскивать карамельный сироп в обжаренных в масле кузнечиков и, вообще, самым изысканным способом мучить зрителей красотами высокой кухни.
Как и положено фильмам Шьямалана, в "Доме с прислугой" всё совсем не то и не так, как кажется на первый взгляд. И в первую очередь это касается героев, которые с каждой новой серией будут открываться вам с совершенно неожиданных сторон. Если сначала самым подозрительным - во всех смыслах - героем вам покажется тихая няня, то уже серии к четвертой вдруг окажется, что нанявшая её семья тоже совсем не такая идеальная и правильная, как могло показаться по началу.
Одна из главных сложностей "Дома с прислугой" - это темп повествования и насыщенность его событиями. Темп медленный, событий - категорически мало и в какой-то момент начинает казаться, что изначально история задумывалась как полнометражный фильм, а потом её переделали в сериал. И это немного мешает. С другой стороны, Шьямалан все-таки мастер саспенса и его талант режиссера в "Доме с прислугой" максимально очевиден - даже несмотря на общую вялость истории, оторваться от неё сложно. Во-первых, уж очень всё красиво снято, во-вторых, все-таки, учитывая личность режиссера, страх как интересно чем всё закончится.
Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на мой канал "Запасаемся попкорном" - подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.