«Мечты сбываются!» - уверен корифей пензенского веломарафонского движения Владимир Басалаев. Совсем недавно 70-летний спортсмен отпраздновал свою персональную кругосветку — с очередным заездом докрутил свой личный счетчик по сумме веломарафонских дистанций до 40400 км. А длина экватора Земли, как известно, 40075.696 км.
«Знаковое событие застигло меня на мосту через речку Каурец, что между Наровчатом и Нижним Ломовом, - улыбается наш земляк. - Самый главный веломарафон планеты — это Париж-Брест-Париж, и я там участвовал уже несколько раз. Протяженность дистанции - 1200 км, норматив — 90 часов. Всегда одолевал расстояние быстрее. Впрочем, веломарафоны замечательны тем, что здесь нет соревновательного момента — это вызов самому себе, а не соперникам.
Даже если ты не уложился во время, пройденные километры зачтутся. Кстати, на престижных веломарафонах тому, кто придет первым, вручается лишь символический букет цветов, и я считаю, что это правильно. Я отношу себя к марафонцам «старой гвардии». Спортсмены нового поколения встают в шеренгу и глаз не поднимают на всей дистанции — только и видят, что колесо впереди едущего. А я даже в марафонах люблю узнать что-то новое.
Например, в ходе одного из заездов по Саратовской области специально зарулил в одну забавную деревеньку в глухом захолустье, где сначала председатель колхоза, а затем и глава местной администрации украсили село огромным количеством лозунгов: Ленин, Сталин, Эйнштейн, Толстой, Макаренко, Менделеев, Спиноза — через каждые полсотни метров новое высказывание на большом металлическом стенде».
Владимир Васильевич считает, что в ходе большого веломарафона с человеком часто происходят удивительные события, объяснения которым еще не найти в медицине и психологии.
Например, бывало, что после 1000 км голова просветляется настолько, что выдает неожиданные фортели: однажды спортсмен вдруг начал петь, причем такие песни, у которых слов наизусть не знал. А они прорывались из подсознания. Приехал на финиш — все забыл. «Точно также откуда ни возьмись, появляются фразы на малознакомом языке — например, французском, - и мне удается сносно общаться с иностранцами», - признается Басалаев.
Видимо, большие нагрузки «съедают» все ненужное в организме, и остается только истина. Вместе с выходящей с потом водой «тает» и вес — примерно 2-3 кг на 200 км. Но если за собой не следить, уже через несколько дней все наберется вновь.
За последние два года велосипедист написал уже восемь книг о своих путешествиях по Европе, Киргизии, России. Только на Майорке он был пять раз — знает этот остров почти как Пензенскую область. А один из его велосипедов «живет» там, у друзей — чтобы каждый раз не заморачиваться с его перевозкой.
Людмила, супруга Владимира Басалаева полностью разделяет страсть мужа к велосипедному спорту: в 2001 году они на тандеме проехали потрясающую воображение дистанцию — от Пензы до Владивостока!
Путешественники шли налегке: всего 20 кг на двоих. Вояж в 9380 км, из которых, 1556 представляли собой полное бездорожье, занял 101 день. Роли во время движения распределились четко: муж - рулевой, жена - кормовой. Однако именно Людмиле пришлось выполнять большинство важных обязанностей: переключать скорости (а их 18!), кормить и поить супруга на ходу, следить за показаниями велокомпьютера, в сумерках вешать на себя мигалку, отгонять комаров и оводов и, конечно, с улыбкой отвечать на приветствия прохожих.
«Все изумляются, как это мы ни разу не поругались!» - разводит руками Людмила. «А мне удивительнее, - говорит Владимир, - как мы не получили ни одной царапины! Хотя бывало всякое: на себе тандем тащили, под ливнем ехали и по камням. Но зато все с улыбкой!»
Автор: Ксения Ивановская