В этой статье чуть подробнее остановимся на творчестве французских художников XIX века Делакруа, Хуэта и Исабея в разные периоды их жизни.
Делакруа создавал масштабные государственные заказы во время Второй Республики (1848-52) и Второй империи (1852-70), но в начале своей карьеры он создал аудиторию буржуазных и аристократических покровителей, которые покупали менее амбициозные (хотя и очень развитые) работы в меньшем масштабе.
Одной из таких картин является картина Делакруа "Затонувшие корабли на побережье" 1862 года, которая во многом символизирует романтические морские пейзажи. Это сцена, которая сочетает изображение моря с человеческой драмой, в данном случае обломками небольшой лодки.
Зритель смотрит на неспокойное море сквозь скалистый грот, образующий обрамление в рамке.
Хотя это поздняя работа, она похожа на его ранние морские пейзажи в смысле движения и драмы, неявно связанные с бурным морем. Затонувший корабль также выигрывает от непосредственного изучения Делакруа моря в непосредственной близости от прикосновений и световых ощущений, которые производит эта работа.
В серии пастельных и акварельных исследований, кульминацией которых стала работа "Море в Дьеппе" 1853 г., выполненная с использованием масляных панелей, Делакруа поставил перед собой задачу показать всю глубину и пустоту моря с помощью свежести и непосредственности, позволяющих сделать картину приятной на ощупь.
В этой нехудожественной работе он использовал высокую линию горизонта и ритмические мазки кистей для передачи движения волн, технические инновации, которые заставляют зрителя рассматривать море как объект, свободный от человеческих драматических действий и морских сражений, происходящих на его поверхности.
Пол Хуэт
Друг и соратник Делакруа, художник-романтик Пол Хуэт (1803-1869), также создал множество морских пехотинцев.
Как и Делакруа, Хуэт выставлялся в официальном салоне с 1820-х годов, но зарабатывал себе на жизнь, продавая мелкомасштабные работы частным коллекционерам.
Если на Делакруа повлияли прежде всего человеческие эксцессы, выраженные в творчестве Жерико, то Хуэт был более спокойным, более интимным художником, чьи пейзажи произошли от голландских моделей Жоржа Мишеля (1763-1843), раннего художника пейзажей Франции.
И Хуэт, и Делакруа также познакомились с Ричардом Парксом Бонингтоном (1801-1828), британским акварелистом, который познакомил их с морскими пейзажами Констебля и Тернера.
На протяжении всей своей карьеры Хуэт занимался как пейзажной, так и морской живописью, но его самые известные морские пехотинцы были созданы во время Второй империи.
"Перемычки в Грэнвиль-Пойнт", экспонировавшиеся на Салоне 1853 года, представляют собой мрачное и мрачное изображение побережья Франции.
В этой несколько мрачной композиции преобладают серые тона, дающие зрителю ощущение прохладного пребывания на побережье в бурный зимний вечер. Хотя картина локализована как своим названием, так и изображением полусветового Нормандского побережья зимой, море здесь представлено как универсальная сила природы, мощь которой не может быть ограничена даже далекими утесами.
В композиции Хуэта непосредственность конкретного визуального опыта важнее четкого разграничения форм ландшафта.
Наряду с официальными и романтическими традициями морской живописи существовала третья, живописная, которая черпала свое вдохновение непосредственно из Бонингтона, а также других иллюстраторов и литографов.
Луи Исабей
Самым искусным сторонником этой традиции во Франции был Луи-Габриэль-Юджин Исабей (1803-1886).
В начале своей жизни, будучи офицером французского флота, он делал наброски, которые использовались официальными морскими художниками, включая Гудина и Жильбера. К 1855 году критик Теофил Готье назвал Исабея "бесспорно нашим лучшим морским художником".
Влияние этого художника на будущее морской живописи было значительным, поскольку он был учителем Юджина Будина (1824-1898), среди прочего.
Живописная продукция Исабея была настолько богата и разнообразна, включая ландшафты и исторические сцены, что таких категорий, как "морские пехотинцы" или "живописные морские пейзажи", не хватает для подведения итогов его творчества.
Его картины были достаточно известны, чтобы быть проиллюстрированными в художественных журналах и других изданиях, и он иногда создавал произведения специально для иллюстрации.
"Рыбацкая деревня" 1854-56 годов является прекрасным примером его мастерства в живописной традиции. Это не сцена из открытого моря, а вид на побережье, специальность художника.
Как и романтические художники, Исабей работал преимущественно на частных коллекционеров.
Такая большая работа была подходящим форматом для официального Салона, но эта фотография так и не была показана на нем. На самом деле, Исабей редко принимал участие в Салонах во время Второй империи.
Это исчезновение из Салона можно объяснить целым рядом факторов. И мы рассмотрим их чуть позже, когда мы обратимся к художникам-экспериментаторам, которые в 1860-е годы стали заниматься морской живописью.
Спасибо за чтение статьи, ваш интерес к живописи, комментарии и лайки!