Найти в Дзене
История искусств

Море кисти Делакруа, Хуэта, Исабея

Оглавление

В этой статье чуть подробнее остановимся на творчестве французских художников XIX века Делакруа, Хуэта и Исабея в разные периоды их жизни.

Делакруа создавал масштабные государственные заказы во время Второй Республики (1848-52) и Второй империи (1852-70), но в начале своей карьеры он создал аудиторию буржуазных и аристократических покровителей, которые покупали менее амбициозные (хотя и очень развитые) работы в меньшем масштабе.

Эжен Делакруа, Автопортрет.
Эжен Делакруа, Автопортрет.

Одной из таких картин является картина Делакруа "Затонувшие корабли на побережье" 1862 года, которая во многом символизирует романтические морские пейзажи. Это сцена, которая сочетает изображение моря с человеческой драмой, в данном случае обломками небольшой лодки.

Зритель смотрит на неспокойное море сквозь скалистый грот, образующий обрамление в рамке.

Хотя это поздняя работа, она похожа на его ранние морские пейзажи в смысле движения и драмы, неявно связанные с бурным морем. Затонувший корабль также выигрывает от непосредственного изучения Делакруа моря в непосредственной близости от прикосновений и световых ощущений, которые производит эта работа.

В серии пастельных и акварельных исследований, кульминацией которых стала работа "Море в Дьеппе" 1853 г., выполненная с использованием масляных панелей, Делакруа поставил перед собой задачу показать всю глубину и пустоту моря с помощью свежести и непосредственности, позволяющих сделать картину приятной на ощупь.

В этой нехудожественной работе он использовал высокую линию горизонта и ритмические мазки кистей для передачи движения волн, технические инновации, которые заставляют зрителя рассматривать море как объект, свободный от человеческих драматических действий и морских сражений, происходящих на его поверхности.

Пол Хуэт

Друг и соратник Делакруа, художник-романтик Пол Хуэт (1803-1869), также создал множество морских пехотинцев.

Как и Делакруа, Хуэт выставлялся в официальном салоне с 1820-х годов, но зарабатывал себе на жизнь, продавая мелкомасштабные работы частным коллекционерам.

Если на Делакруа повлияли прежде всего человеческие эксцессы, выраженные в творчестве Жерико, то Хуэт был более спокойным, более интимным художником, чьи пейзажи произошли от голландских моделей Жоржа Мишеля (1763-1843), раннего художника пейзажей Франции.

И Хуэт, и Делакруа также познакомились с Ричардом Парксом Бонингтоном (1801-1828), британским акварелистом, который познакомил их с морскими пейзажами Констебля и Тернера.

Вид на Сену, Руан позади, холст, масло. Пол Хуэт, XIX век.
Вид на Сену, Руан позади, холст, масло. Пол Хуэт, XIX век.

На протяжении всей своей карьеры Хуэт занимался как пейзажной, так и морской живописью, но его самые известные морские пехотинцы были созданы во время Второй империи.

"Перемычки в Грэнвиль-Пойнт", экспонировавшиеся на Салоне 1853 года, представляют собой мрачное и мрачное изображение побережья Франции.

В этой несколько мрачной композиции преобладают серые тона, дающие зрителю ощущение прохладного пребывания на побережье в бурный зимний вечер. Хотя картина локализована как своим названием, так и изображением полусветового Нормандского побережья зимой, море здесь представлено как универсальная сила природы, мощь которой не может быть ограничена даже далекими утесами.

В композиции Хуэта непосредственность конкретного визуального опыта важнее четкого разграничения форм ландшафта.

Наряду с официальными и романтическими традициями морской живописи существовала третья, живописная, которая черпала свое вдохновение непосредственно из Бонингтона, а также других иллюстраторов и литографов.

Луи Исабей

Самым искусным сторонником этой традиции во Франции был Луи-Габриэль-Юджин Исабей (1803-1886).

В начале своей жизни, будучи офицером французского флота, он делал наброски, которые использовались официальными морскими художниками, включая Гудина и Жильбера. К 1855 году критик Теофил Готье назвал Исабея "бесспорно нашим лучшим морским художником".

Влияние этого художника на будущее морской живописи было значительным, поскольку он был учителем Юджина Будина (1824-1898), среди прочего.

Живописная продукция Исабея была настолько богата и разнообразна, включая ландшафты и исторические сцены, что таких категорий, как "морские пехотинцы" или "живописные морские пейзажи", не хватает для подведения итогов его творчества.

Его картины были достаточно известны, чтобы быть проиллюстрированными в художественных журналах и других изданиях, и он иногда создавал произведения специально для иллюстрации.

"Рыбацкая деревня" 1854-56 годов является прекрасным примером его мастерства в живописной традиции. Это не сцена из открытого моря, а вид на побережье, специальность художника.

Как и романтические художники, Исабей работал преимущественно на частных коллекционеров.

Такая большая работа была подходящим форматом для официального Салона, но эта фотография так и не была показана на нем. На самом деле, Исабей редко принимал участие в Салонах во время Второй империи.

Это исчезновение из Салона можно объяснить целым рядом факторов. И мы рассмотрим их чуть позже, когда мы обратимся к художникам-экспериментаторам, которые в 1860-е годы стали заниматься морской живописью.

Спасибо за чтение статьи, ваш интерес к живописи, комментарии и лайки!