Найти в Дзене
Voice Technica

Пение под минус и с группой — плюсы и минусы

Оглавление

За сегодняшнюю статью хочу сказать спасибо своей замечательной ученице Юле Соколовой, которая в нужное время задала нужные вопросы. Иногда настолько привыкаешь к тому или другому варианту работы, что забываешь, на какую тысячу мелочей в своё время приходилось обращать внимание и от каких грабель уворачиваться.

Итак, поехали. В чём в принципе разница между выступлением сольно и выступлением с группой?

В целом оба занятия приносят массу удовольствия. Но есть масса подводных камней, о которых стоит знать.

Технические моменты. Конечно, мы говорим о базовом варианте, скажем, о небольшом музыкальном клубе с не очень просторной сценой.

Для выступления с командой на сцене вам понадобится достаточно приличное количество оборудования. Если мы говорим о полном составе (ритм-секция + гитара как минимум), то на площадке должны быть, соответственно, барабаны, достаточное усиление, микшерный пульт не на 4 канала. Акустику зала тоже стоит учитывать — слишком маленькие клубы не всегда подойдут для энергичной и громкой игры музыкантов. Вместо выверенного микса может получиться бьющий по ушам шум, в котором сложно сориентироваться слушателю, не то что вокалисту. Размер сцены тоже имеет значение — чем больше музыкантов в составе, тем теснее на площадке:)
Для выступления же под минус нужно существенно меньше — по сути дела, вам хватит небольшого пульта, пары колонок и микрофона. Даже на самой небольшой сцене всегда есть место для вокалиста.

Творческие моменты, как до выступления, так и во время его.

С живым составом у вас всегда есть достаточная степень свободы — авторский материал или кавера, но песню всегда можно переработать, переаранжировать так ,чтобы петь её было комфортней. Кому-то по душе окажется взять классическую балладу и превратить в мощный гитарный боевик, кто-то, напротив, из сверхтяжелой песни сделает модный рокешник. Тут всё зависит от мастерства музыкантов и уровня их гибкости их музыкального мышления.
Во время выступления всегда возможны небольшие отходы от канонов, изменения по ходу действия. Скажем, во время гитарного соло вокалист может незаметно скрыться со сцены и дать себе пару минут отдыха. Можно быстро переговорить с музыкантами и на ходу изменить программу выступления, если что-то идёт не по плану. Во время длинных концертов это реально важно.
Ещё один немаловажный момент — во время игры с командой вы находитесь на сцене вместе с единомышленниками. Это придаёт уверенности в себе, особенно на первых порах, когда сценического опыта ещё не очень много, а стеснения — выше головы.
В случае пения под минус вы в принципе привязаны к нему. Это и хорошо (минус не собьётся, он всегда стабилен, вы знаете точно, как он прозвучит), и в чём-то не всегда удобно (ситуация получается менее гибкой, в случае усталости вам не на кого переключить внимание аудитории).
Известная свобода действий при пении под минус присутствует, но меньшая. Если вас не устраивает оригинальная композиция, понадобится искать аранжировщика, чтобы переделать его так, как хочется именно вам. Процесс может занять достаточно длительное время.

Риски для вокалиста при работе с живым составом.

-4

Есть распространённое мнение, что при пении с группой можно сорвать голос.

Да, действительно, причём как на репетициях, так и на концертах.
Причина тут достаточно простая. Вокалист физически не способен перекричать ритм-секцию и гитару. Инструменты просто громче. Спектр частот у них шире. Следствие — голос слышно достаточно плохо, особенно на не слишком хороших репбазах и сценах. Музыканты вас не слышат, вы сами себя не слышите. Начинаете прибавлять уровень микрофона — тот начинает заводиться и свистеть. Все кидаются в вас тяжелыми предметами. Вы возвращаете уровень назад и продолжаете себя не слышать.
Что делать дальше — конечно, пытаться кричать громче, громче, еще громче! Беда в том, что даже ваш крик всё ещё не способен перекрыть громко играющую команду.

В одной из следующих статей мы подробнее поговорим о всякого рода облегчениях жизни вокалиста на сцене, как технических, так и психологических. А сейчас — короткий ликбез.

Решений несколько. Во-первых, не забывайте, что громкость ни в коем случае не равняется слышимости. Классические вокалисты способны перекрыть целый оркестр. Используйте голос правильно, не забывайте о регулярных тренировках. Попытки крикнуть почти всегда равны попыткам выдохнуть побольше. Что, в свою очередь, приводит к зажиму в ложных связках. Вот тут и начинается неправильная работа голосового аппарата, усталость голоса, хрипы, сип и, не приведи Господь, узлы и прочие повреждения.
Во-вторых, обеспечьте себе слышимость на сцене и на репетициях. Это либо ушной мониторинг, либо обычные наушники, либо хотя бы беруши, чтобы приглушить основной шум от барабанного железа и гитарного рёва.
В-третьих, тренировки, тренировки и ещё раз тренировки! Конечно, здорово выступать, когда идеально хорошо слышно всю команду и себя, но иногда приходится петь в совершенно неожиданных условиях и ситуациях. Выступление под открытым небом, отсутствие времени на отстройку, неожиданные технические неисправности, плохая или просто непривычная акустика зала — всё это может сбивать с толку и заставлять прибавлять воздуху больше и больше в надежде «пробиться». Не надо. Пойте, вспоминая о мышцах, которые работают. При должной практике ощущений будет достаточно.

Есть ещё одна важная тема для тех, кто уже твёрдо решил собрать контору и пойти рубить музыку по клубам.

Что важно во взаимоотношениях с коллективом?

Минус не будет с вами спорить. Минус не пропустит репетицию и не забудет к ней подготовиться. Минус не сляжет с острым приступом аппендицита в день важного концерта.
С другой стороны, минус не будет поддерживать вас, когда сил уже не осталось. Минус не вдохновит на новые песни. С минусом не получится вместе расти, развиваться и учиться друг у друга. Короче, минус — не коллектив :)

Есть несколько вариантов взаимоотношений внутри группы.

Первый вариант — «лучшие друзья». Эти люди собрались вместе не обязательно потому, что им есть что сказать музыкально, а, скорее, чтобы вместе проводить побольше времени. Это прекрасный вариант для начинающей команды, но не стоит забывать, что в процессе развития одни люди захотят двигаться дальше, а другим будет комфортно и так, поэтому возможны разногласия.
Вторая крайность — сессионные музыканты. Это люди, которые соберутся в группу ради вашего выступление, выучат ваш материал, отыграют его крайне хорошо и чётко, а после того, как обе стороны выполнили свои условия договора, разойдутся в разные стороны. Это работает, когда у вас тонна авторского материала, а подобрать состав как-то не сложилось, или если ваши музыканты по тем или иным причинам не могут собраться на важное выступление.
Большая часть вариантов — где-то посередине от друзей до профессионалов. Вам должно быть безусловно комфортно в обществе этих людей, ведь вы будете проводить вместе достаточно много времени. Эти люди должны хорошо владеть своим инструментом, равно как и вы — своим голосом. Тогда музыкальный процесс будет доставлять всем сторонам удовольствие.

Что ещё важно в совместной работе?

-7

Ответственность. В коллективе всегда происходит очень много всего. Это и написание и отработка материала, и организационная движуха, и разного рода мероприятия. Очень редко всё это может потянуть один человек. И тут очень важно, чтобы каждый участник чётко осознавал свою зону ответственности и выполнял свои обязательства. Если вы обещаете подготовить материал к выступлению, вы должны это сделать. Если вы не успеваете приехать на репетицию — предупредить. Если не готовы ехать в Сингапур на концерт, потому что загранпаспорт вам не выдают — сказать об этом сразу.

Пунктуальность. Этот пункт вытекает из предыдущего. Иногда музыканты воспринимают команду как своего рода тусовку, где каждый — хозяин своего времени, захотел — приехал вовремя, не захотел — опоздал на два часа. Такое возможно только в группе друзей, которая вряд ли долго просуществует в подобном режиме. Нужно уметь ценить своё время и время товарищей. Те полчаса, что вам кажутся незначительными, не дадут нормально отстроиться на саундчеке, и концерт окажется провальным. Гримёр не успеет выполнить свою работу перед съёмками клипа, и вам понадобится брать дополнительный съёмочный день. И так далее.

Честность. Замалчивание, попытки сгладить острые углы — все эти вещи, как и в обычной жизни, не слишком хорошо работают в группе. Излишнее напряжение нужно обязательно стравливать. Конфликтные ситуации проговаривать или разрешать.

Ну вот, получился один сплошной ужас из ответственности и с бантиком сверху.

Не нужно бояться пробовать, не нужно бояться столкнуться с не теми людьми, неправильно себя повести. Игра в команде — одно из самых больших удовольствий для музыканта. И рано или поздно мы всегда находим людей ,с которыми делаем свою музыку, причём авторский это материал или кавера — безразлично.

Удачных репетиций, клёвых сольников, и да не сожмутся ваши ложники неожиданно для вас!

Екатерина, Voice Technica

Пение
3339 интересуются