Найти тему
Mark Goodson. О разном.

Дельтапланеризм. Увлекательные факты.

Оглавление

Несколько шагов, а затем в полет, куда крылья понесут. Мечта парить, как птица в воздухе, волновало еще древних людей. Но вот Отто Лилиенталь был первым, кто действительно сумел имитировать полет птиц. Летом 1891 года он пролетел недалеко от Потсдама на планере из холста и ивовых прутьев, его модель называлась"Аппарат Дервитцера".

pixabay.com/ru/photos/дельтаплан-спорт-пейзаж-летающий-813586/
pixabay.com/ru/photos/дельтаплан-спорт-пейзаж-летающий-813586/

Полет, как образ жизни

На сегодняшний день есть люди, которые любят летать и делают это каждый день. Хотя Лилиенталь пролетел всего несколько метров, его последователи проходят сотни километров по воздуху.

Дельтапланы скользят в воздухе и переносятся ветрами над горными хребтами и долинами - иногда на сотни миль. Он не требует двигателя.

Пилот по технике лежит горизонтально под кайтом на протяжении всего полета. Этакий спальный мешок защищает его от ветра и холода.

Профессионалы также носят неопреновую одежду, которая сохраняет тепло тела даже при температуре значительно ниже нуля градусов. Многие спортсмены говорят, что их положение в полете, лежа, делает их ближе к естественному полету птицы.

Воздушный змей из Цугшпитце

Истоки современных дельтапланов уходят разработками к космическим технологиям.

Американский инженер Фрэнсис Рогалло и его жена Гертруда в 1948 году выдвинули идею гибких крыльев из ткани и особых струн. Для космического агентства США НАСА Рогалло оборудовал космические капсулы и ракетные ступени такими самолетами-парашютами, чтобы они могли возвращаться на Землю.

В конечном итоге НАСА приняло решение и отказалось от крыльев Рогалло в сторону парашюта. Но изобретение Рогалло не было утеряно: в середине шестидесятых оно развивало спорт дельтапланеризма на побережье Калифорнии.

Еще один американец сделал воздушный спорт популярным и в Европе: это был калифорниец Майк Харкер.

15 апреля 1973 года он плыл на "воздушном змее" из Цугшпитце в окрестные долины, взорвав ажиотажем европейские СМИ. Он пролетел двенадцать километров, преодолел перепад высот в 1980 метров и ему на все это понадобилось всего двенадцать минут.

pixabay.com/ru/photos/дельтаплан-или-крыло-deltaest-летать-3350264/
pixabay.com/ru/photos/дельтаплан-или-крыло-deltaest-летать-3350264/

Вес крыла и снаряжения

Дельтаплан весит около 33 килограммов. К этому добавляются жгут, устройство GPS для ориентации в воздухе и вариометр, который показывает пилоту тепловые данные. В целом, конечный вес дельтаплана составляет от 50 до 55 килограммов.

Многократная чемпионка мира по дельтапланеризму Коринна Швигерсхаузен весит столько же, сколько и ее снаряжение, и рада, что ей нужно нести свое снаряжение всего несколько шагов, чтобы потом взлететь со склона.

А дальше кайт управляется смещением веса, когда пилот перемещает панель управления влево или вправо.

Взлет и посадка

Большинство дельтапланов начинают свой полет на склоне с тремя-четырьмя шагами. Альтернативой этому запуску с утеса на ровной местности является запуск буксира с помощью сверхлегкого самолета, который тянет дельтаплан и пилота вверх. На желаемой высоте пилот выпрямляется. Некоторые летчики также используют запуск воздушного шара. Здесь воздушный змей тянется вертикально вверх под воздушным шаром. В самой высокой точке пилот отпускает веревку и продолжает свободно летать уже самостоятельно. Существует также возможность использования электропривода в качестве вспомогательного средства для взлета, который установлен на кайте.

Часто частью интересного приключения является то, что пилоты не знают точно, где они приземлятся. Потому что воздушный поток как правило непредсказуем. Так получается, что пилот касается земли в 30 километрах от согласованного с командой места посадки. Иногда просто не хватает соответствующего ветра, который переносит вас в нужное место.

Соревнования

Чемпионат мира по полету дельтапланиристов впервые проводился в Австрии в 1976 году и с тех пор проводится каждые два года. В соревнованиях воздушных змеев существуют разные дисциплины, например, целевой полет с орбитой вокруг точек поворота: спортсмены вылетают с заранее заданными точками поворота на определенном расстоянии. Тот, кто финиширует первым, победил.

Поворотные точки вводятся пилотами в их GPS-устройство перед взлетом, которое точно фиксирует весь полет. Часто эти поворотные точки являются не только простыми координатами, но и отчетливо видны: мост, крест на вершине или церковь.

Другие дисциплины: полет по пересеченной местности, треугольный полет, обратный рейс в пункт назначения и временной рейс с посадкой в ​​пункте назначения.

Для чемпионата мира 2006 года во Флориде жюри случайно выбрало частный аэродром Стива Мёрса в качестве цели приземления, гитариста группы "Deep Purple". Никто из дельтапланиристов не знал, кто там живет. Поп-звезда также был удивлен ​​неожиданным визитом, но затем поприветствовал пилотов на своем аэродроме.

Дракон на войне

Дельтаплан не всегда был просто спортом. Даже в средние века самолеты также использовались для военных действий. Например, в древней Японии армейские командиры использовали низкорослых драконов для создания объектов, издающих жуткие звуки. Враги верили, что на них нападают злые духи.

В Европе в 1906 году британская армия использовала пилотируемые воздушные змеи для военных наблюдений. Идея пришла от пионера авиации Сэмюэля Франклина Коди. Его методы могли обучать солдат, чтобы шпионить за врагом. Эти методы стали известны как школа военного змея Коди.

Дельтаплан для кораблей

Дельтаплан также может быть использован в промышленности, например, для буксировки кораблей. Если ветер дует достаточно сильно, капитан может оттолкнуть кайт от носа своего корабля на длинном тросе и подняться на высоту до 400 метров над уровнем моря. Там ветер еще сильнее. Кайт управляется автопилотом, а затем тянет за собой судно, поскольку ветер дает сильную тягу.

При оптимальных условиях корабль может экономить от двух до трех тонн топлива в день с помощью такого вот воздушного змея - примерно столько же, сколько дом на одну семью потребляет в год электричества на подгорев воды и отопления. Пока что в мире не так много кораблей, использующих эту технологию. Владельцам стоит около миллиона евро, чтобы оборудовать корабли системой подобного кайта.