Найти тему

О пользе героя второго плана

Оглавление

Делить героев на главных и второстепенных не совсем правильно. Структура персонажей художественного текста довольно сложная. Но о ней мы сейчас говорить не будем. Как-нибудь потом. Может быть.

"Если с другом вышел в путь, если с другом вышел в путь - веселей дорога"
"Если с другом вышел в путь, если с другом вышел в путь - веселей дорога"

Герои второго плана – кто это

А поговорим мы о персонажах, которых принято называть героями второго плана. Тут я немного польщу авторам, предположив, что планов в книге много, а не только два. Так вот к этому второму плану относятся две группы персонажей.

  • Антагонисты – те самые злодеи и главгады, о которых я писала в другой статье.
  • Персонажи (люди или не совсем), сопровождающие главного героя по просторам сюжета. Когда надо они отвлекают врага, когда надо развлекают читателей или создают дополнительную интригу и сюжетную линию. Это может быть друг или подруга, напарник, соратник, ученик или учитель, возлюбленная или возлюбленный.

Часто на создание этого персонажа писатель тратит немало времени и букв, но бывает, авторы обрекают своего героя на одиночество.

Одинокий герой. Картинка с Яндекс-картинок.
Одинокий герой. Картинка с Яндекс-картинок.

И один в поле воин?

Немало книг, особенно написанных современными авторами, где персонажей второго плана вообще нет, есть только какие-то эпизодические, проходные, которые мелькают на паре страниц, а потом исчезают в небытии. А герой существует в одиночестве.

А что? Автор имеет право создать своему персонажу любые условия. Зато не нужно отвлекаться на проработку ещё одного образа, путаться в дополнительной сюжетной линии. Да, и герой должен казаться круче, раз ему ни помощь, ни поддержка не нужна. А оттенить качества персонажа и заставить его проявить характер может и антагонист. Всё равно хочешь не хочешь, а вводить злодея в повествование надо.

Вот и идёт одинокий герой, круша толпы врагов, решая глобальные задачи, не отвлекаясь, на спасение друзей, исправление их «косяков» или не к месту возникшую любовь.

Однако, читая такую книгу, испытываешь ощущение нелогичности, неправильности и… скуки. Не хватает повествованию объёма, а главному герою – жизни. Ведь он, по сути дела, существует в вакууме, даже если вокруг много всяких проходных персонажей, типа собутыльников и слуг.

Сэм. Кадр из фильма "Властелин колец"
Сэм. Кадр из фильма "Властелин колец"

Зачем нужен герой второго плана

Это очень многозначный вопрос. И дело даже не в том, что повествование только с одной сюжетной линией выглядит несколько убого, что ли. Во всяком случае, оно даже под определение романа не подпадает. Но дело не только в этом.

Подумайте, сколько бы потерял образ Шерлока Холмса, если бы рядом с ним не было доктора Ватсона? А как бы воспринимался д¢Артаньян без трёх мушкетёров, или Гарри Поттер без Рона Уизли, или Обломов без Штольца? И Сэму, сопровождающему Фродо в книге Толкиена, сочувствуешь не меньше, чем главному герою.

Список можно продолжать очень долго. Персонаж второго плана выполняет множество функций, а не только служит фоном главному герою и обеспечивает дополнительную сюжетную линию.

  • Второстепенные герои создают живую эмоциональную атмосферу, разбавляя своей несерьёзностью слишком мрачную обыденность, оживляя обстановку. Не всем же спасать мир, кому-то нужно и кашу на костре варить или развлекать главного героя весёлыми байками.
  • Эти персонажи – связующее звено между героем и обычными людьми. Герой – слишком неординарная личность, он выделяется на общем фоне, и только в общении с близким другом или подругой он становится обычным человеком со своими слабостями и недостатками.
  • Часто герой второго плана становится «ответственным по роялям», создавая условия их расстановки, приберегая «тузов в рукаве». О «роялях в кустах» можно почитать здесь.
  • Герой второго плана расцвечивает повествование своими выходками, ошибками или, наоборот, талантами, как, например, Лютик в «Ведьмаке» Сапковского.
  • Отношения героев первого и второго плана – это важная часть повествования, необходимая для проявления характера героя. А в любовном романе эти отношения, вообще, являются сюжетообразующими.

Польза от персонажа второго плана, несомненно, есть. И его образ стоит того, чтобы потратить на него творческие силы и время. Но и опасность от этого персонажа тоже имеется, причём немалая.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кадр из фильма
Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кадр из фильма

Опасность второстепенных персонажей

Самая большая проблема в том, что герой второго плана со всеми его недостатками и «тараканами» часто выглядит живее и реалистичнее главного, и он ближе и понятнее читателям. Да и переживают они за него иногда больше. Главный-то герой, скорее всего, выживет, автор не Дж.Мартин, не рискнёт уничтожить свою кровиночку. А вот со второстепенным персонажем всё не так однозначно. Он и погибнуть может, прикрывая благородному герою спину, или просто в случайной стычке. А если и не погибнуть, то пожертвовать своей любовью ради друга, что тоже переживательно.

То есть основная опасность в том, что с увлечением созданный автором образ второстепенного героя оказывается более привлекательным и перетягивает симпатии читателей на себя. Что интересно, иногда не только читателей, но и автора, постепенно оттесняя главного героя на второй план.

В жизни так бывает, а вот в художественной литературе это не принято. Создавая образ второстепенного героя, нужно постараться, чтобы он не переигрывал главного, а оставался в его тени.

На этом ненадолго прощаюсь с вами, мои уважаемые читатели. Не забудьте поставить лайк, если статья вам понравилась.