Владимир Иванович Даль был уникальным человеком, человеком с большой буквы. Читая его биографию, удивляешься сколько он всего успел, сколько сделал для развития русского литературного языка, хотя у самого не было даже лингвистического образования.
Родился он в ноябре 1801 года в поселке Луганский завод (сегодня это город Луганск), в семье образованных людей. Отец его был простым врачом, лингвистом, а мать увлекалась музыкой. Родители с детства прививали ему любовь к чтению и литературе, разговаривали с ним на разных языках. А будучи тринадцатилетним мальчиком Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус, и после окончания его сразу же отправился служить на флот.
И уже тогда, обучаясь в Морском кадетском корпусе, Даль подружился с Павлом Нахимовым. В те годы он начал проявлять интерес к исследовательской работе, у него появился желание собирать народный фольклор, записывать загадки. Тогда им был составлен его первый словарь жаргонов кадетов из трёх десятков слов. И о своей учёбе и службе на флоте он потом напишет в автобиографической повести "Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся".
Позже Даль заканчивает и медицинский факультет Дерптского университета (сейчас – Тартусский университет). Он зарабатывал на жизнь, давая уроки русского языка.
Из-за нехватки средств ему приходилось жить в чердачной каморке, но он творил, наблюдал, исследовал, замечал каждую мелочь, прислушивался к разговорам друзей, простых крестьян, своего окружения и читал.
Здесь на портрете перед нами седовласый старец, но обратите внимание на его глаза, какие они светлые, добрые, ясные. Перов сумел передать в них любовь ко всему живому, интерес к познаниям. Они раскрывают душу человека, поэта, писателя, хорошего хирурга. Его взгляд полон заботы у радости.
И не случайно, ещё в начальных классах, знакомясь с его великолепными сказками, в учебниках по литературе мы встречаем портрет этого удивительного старца, узнаём о его жизни, и огромном вкладе в развитие нашего русского языка.
Владимир Даль с детства любил литературу, сам сочинял стихи, и первое его стихотворение было опубликовано уже в 1827 году в журнале "Славянин". А через три года в "Московском телеграфе" напечатали и его повесть "Цыганка". Как Даль умел всего в нескольких словах передать образ:
Странная противоположность! Она - в алом платье, в желтых мештях и синей скуртайке; черные, длинные волосы волнами упадали на плечи, длинная и широкая в ладонь коса опускалась вдоль спины, лицо и руки смуглые, но по чести опрятные, он же - в лохмотьях; курчавые, сбитые войлоком волосы, отроду гребня не видавшие и походившие на черную, как смоль, всклокоченную овчину; лицо и руки, голая грудь и все тело, покрытые пылью, пеплом, сажей…
А когда началась русско-турецкая война Далю пришлось прервать обучение, и он отправился на фронт.
В ходе войны 1828-1829 годов, он показал себя как талантливый врач, Владимир Иванович участвовал и в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей. И везде, даже на поле боя, Даль постоянно что-то записывал.
- Услышит новую пословицу или загадку - записывает, узнает необычное употребление какого-то глагола или просторечия, сразу достаёт свою записную книжку и делает пометки.
- Благодаря тем его записям мы сегодня с вами обладаем уникальными сборниками пословиц и поговорок русского народа, знаем тысячи диалектных и заимствованных слов. Вот знаете ли вы кто такой алармист? А Даль пишет:
АЛАРМИСТ м. франц. человек, который все государственные и народные события гласно и шумно толкует в дурную сторону, пророча беду и тревожа этим общество; тревожник, сполошник, шумовка, набатчик, неугомон, неупокой; охотник кричать караул.
Свой знаменитый словарь даль писал в течении 53-х лет. И его труд поистине бесценен. Этот словарь ещё при жизни писателя был удостоен золотой Константиновской медали, которой Владимира Ивановича наградило Императорское русское географическое общество.
Та злополучная эпиграмма
А ведь начал Даль свою литературную деятельность с крупного скандала. Он сочинил эпиграмму на Грейга – главнокомандующего Черноморским флотом и Юлию Кульчинскую – его гражданскую жену. Как пишет исследователь творчества Даля и его биограф - Майя Бессараб в своей монографии "Владимир Даль" ему пришлось несладко:
И можно себе представить ужас бедной женщины, когда он вытащил из ящика случайно завалившийся туда черновик злополучной эпиграммы, написанный рукой её сына. В сентябре 1823 года по приказанию Грейга Даля арестовали. Адмирал Грейг предал Даля военному суду. Год тянулось дело Владимира Ивановича. Его замучили бесконечными допросами, а затем разжаловали в матросы, за сочинение пасквилей.
После изгнания с флота бывший офицер Даль стал учиться в Дерпте на врача. А Грейг до конца своей жизни помнил про тот злополучный пасквиль и, уже став сенатором, сделал всё, чтобы помешать Владимиру Ивановичу преуспеть в службе. Мрачная тень Грейга постоянно следовала за Далем на протяжении всех последующих 30 лет.
Даль был человеком широкой души, всегда помогал сомневающимся, умел убедить, поддержать словом и делом, был хорошим отцом и мужем, дружил со многими известными людьми того времени. Был хорошо знаком с самим Пушкиным, часто беседовал с поэтом, они обменивались мнениями, беседовали о литературе, поэзии, фольклоре русского народа.
Творческий путь Владимира Даля
О Владимире Ивановиче Дале можно говорить часами, этот человек был членом-корреспондентом физико-математического отделения Петербургской академии наук, входил в число 12 основателей Русского географического общества. Знал 12 языков, включая и несколько тюркских. Даль является и автором "Толкового словаря живого великорусского языка".
А сказки Даля - это кладезь народной мудрости, добра, и света. Вы читали его сказки о "Медведе-половинщике", "Лисе-лапотнице", "Старике годовике", "Вороне"? Вот послушайте одну такую сказочку-стих:
Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка.
За девицей — молодец:
Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растёт без кореньев?
А что цветёт без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
Растёт камень без кореньев.
Цветёт сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.
А сколько пословиц и поговорок собрал этот удивительный, светлый человек. Ведь он не выходил из дома без карандаша, записывал все что слышал, что видел, что подмечал. Расспрашивал людей, выяснял неточности, уточнял, исследовал и так каждый свой день.
Самуил Маршак о замечательном словаре Даля написал вот это стихотворение:
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Работа, проделанная Владимиром Далем бесценна, и память об этом человеке навечно останется в его трудах: сказках, историях, стихотворениях, повестях, словарях...
- А вы читали его сказки, какая из них вам больше всего понравилась?