Предыдущую статью мы посвятили методам производства металлической заготовки для украшений. Эта часть технологического процесса очень важна, но за ней следуют другие, в которых участвуют инженеры, дизайнеры, огранщики — мастера самых разных специальностей, объединённые одной целью: создавать вещи, которые дарят радость своим хозяевам и всем вокруг. Такой цели в работе можно только позавидовать.
Что же происходит после создания заготовки? Начинается длинный процесс превращения металла и вставок в блестящие товары из каталога tdserebro.ru.
Каноническим, почти универсальным способом, которым можно изготовить большинство украшений, является литьё. На его примере удобнее всего рассмотреть этапы ювелирного производства.
Дизайн
Каждое украшение начинается с замысла художника, с карандашного эскиза. Для детальной проработки и создания технического рисунка эскиз переносится на компьютер и доводится до совершенства.
3D-моделирование
Технический рисунок попадает к 3D-дизайнерам, задача которых создать объёмную модель украшения в специальной компьютерной программе. Специалисты по компьютерному моделированию работают в тесном контакте с художниками, чтобы точнее передать замысел.
Прототипирование
3D-модель отправляется на 3D-принтер, который печатает её из специального полимера. Затем мастер-модельер дорабатывает прототип для отливки мастер-модели.
Мастер-модель
Независимо от того, из какого металла будет выпускаться серийное изделие, его первый образец изготавливают из серебра или более дешёвой латуни. Именно этот первый экземпляр после финальной доработки модельером становится мастер-моделью — прообразом будущего тиража.
Пресс-форма
Мастер-модель погружают в специальную пластичную массу, напоминающую пластилин, формуют и отправляют в печь, где при высокой температуре масса затвердевает до консистенции резины. Остывшую пресс-форму аккуратно разрезают, извлекают мастер-модель, а пресс-форма готова к дальнейшему использованию.
Восковая модель
Пресс-форма нужна для изготовления восковых моделей. В неё под давлением впрыскивают расплавленный воск, который мгновенно твердеет. Восковые прототипы будущих украшений соединяют с восковым стержнем, получая так называемую «ёлку» — заготовку для отливки изделий из металла.
Литьё
Восковая ёлка помещается в специальное приспособление для литья — опоку. Она заполняется гипсовым составом и на несколько часов отправляется в печь. В печи гипс застывает, восковые модели расплавляются, и воск испаряется, оставляя в гипсе полости в форме будущих изделий. Опоку вынимают из печи, остужают, а в полости заливают ювелирный сплав. После остывания металла затвердевший гипс смывают, и появляется металлическая ёлка, изделия с которой срезают и передают на дальнейшую обработку.
Монтировка
Монтировка — процесс сборки ювелирного украшения из различных деталей, один из важнейших этапов производства, использующий преимущественно ручной труд. Состоит из множества сложных и очень точных операций: опиливания, подгонки размера, сборки, пайки и так далее. Именно специалистов-монтировщиков высокой квалификации обычно называют мастерами-ювелирами.
Финишная обработка
Задачи этого этапа — устранить остаточные дефекты с поверхности металла, придать изделиям требуемый внешний вид: зеркальный или матовый блеск, алмазную огранку, декорирование различными видами покрытий и материалов.
Галтовка и полировка
По своей сути, галтовка — это шлифовка и полировка изделий в специальных ёмкостях, заполненных различными видами сыпучих материалов: металлическими шариками, кусочками керамики, пластика, стружкой ореховой скорлупы и так далее. Ёмкости вращаются или вибрируют, наполнитель создаёт абразивный эффект. Поверхность украшений приобретает нужную степень полировки. Задача ручной полировки состоит в устранении остаточных дефектов, придании поверхности изделия зеркального блеска.
Художественная обработка металла
Есть много видов декоративной обработки ювелирных изделий, которые выходят за рамки основных технологических операций.
- Лазерная гравировка — нанесение на поверхность металла рисунка специальным лазером. Это наиболее бережный и самый точный метод декорирования, который даёт изображения фотографического качества.
- Ручная гравировка — нанесение на поверхность украшения рисунков, орнаментов, монограмм специальным режущим инструментом – штихелем. Техника сложна и требует высокой квалификации мастера, одно неверное движение может испортить почти готовое украшение.
- Алмазная огранка — нанесение на поверхность изделия орнамента с помощью алмазного резца. Производится вручную или на высокоточном оборудовании с возможностью создания сложных многоступенчатых рисунков.
- Пескоструйная обработка — придаёт поверхности металлических деталей эффектный матовый и декоративно-шероховатый вид. Результат достигается путём обработки металла струёй сыпучего абразивного материала, подаваемого под давлением.
- Декорирование эмалью — роспись украшения цветными эмалями. Делается вручную мастерами-эмальерами высокой квалификации. Также вручную приготавливаются эмали, и делается конечная шлифовка изделий.
- Чернение — декорирование металлов чернью, специальным сплавом серебра, меди, свинца и серы. Ещё один особый способ обработки ювелирных изделий, с помощью которого создаются украшения определённых художественных стилей — под старину, этностиль и так далее. Активно практикуется в таких известных центрах ювелирных промыслов как Великий Устюг (завод «Северная чернь») и посёлок Кубачи (Дагестан).
Нанесение декоративно-защитных покрытий
Все драгоценные металлы при носке изделий теряют первоначальный вид. Особенно страдают украшения из серебра, сплавы которого от природы могут тускнеть, темнеть и даже желтеть, когда их компоненты (медь) вступают в реакцию с сероводородом воздуха. Поэтому на заключительном этапе производства на украшения наносят декоративно-защитные покрытия для нейтрализации вредных воздействий коррозийных факторов и агрессивных химических веществ, присутствующих в повседневной жизни: сероводорода, УФ-излучения, пота, влажности, а также для придания продукции особо эффектного внешнего вида.
В настоящее время наиболее технологичными видами и способами покрытий изделий из серебра являются:
«Белое» кипячение
Чтобы снизить содержание меди в тонком поверхностном слое серебряного изделия, его кипятят в серной или соляной кислоте. Поверхность приобретает матовый оттенок.
Гальваническое покрытие
Нанесение на поверхность изделия тонкого слоя драгоценного металла, устойчивого к коррозийным факторам, электрогальваническим методом. Изделие проходит несколько подготовительных этапов: ультразвуковую мойку, обезжиривание в растворах щёлочи и серной кислоты, промывку и обработку в парогенераторе. Затем оно окунается в ванну с электролитом либо обрабатывается специальным гальваномаркером под воздействием электротока. В настоящее время гальваника — самый популярный способ защиты и декорирования ювелирных изделий из серебра. В зависимости от металла, выполняющего функцию защитного слоя, используют следующие виды покрытий:
- Серебрение — покрытие тонким слоем чистого серебра, которое в отличие от своих сплавов не вступает в реакцию с сероводородом воздуха. Обычно используют для столового серебра.
- Родирование — покрытие слоем белого, реже чёрного или жёлтого родия. Родий износостоек, не темнеет, обладает великолепным зеркальным светло-стальным блеском. «Родиевый бум» стал одним из глобальных трендов на ювелирном рынке в последние 10–15 лет. В настоящее время на изделия с родиевым покрытием приходится более 70% всех продаж серебра. Родиевое покрытие имеет недостаток: в случае ремонта при пайке оно сгорает, то есть чернеет и трескается. В этом случае старое покрытие приходится снимать и наносить новое, что не всегда возможно в условиях обычной мастерской. Родий ядовит и для декорирования столовых приборов не применяется.
- Золочение — покрытие золотом. Активно применяется для полного или частичного декорирования изделий из серебра. Помимо прочего, это ещё и относительно недорогая имитация «под золото».
Пассивирование (пассивация)
Перевод верхнего слоя металла в пассивное состояние, резко замедляющее коррозийные процессы. Традиционное пассивирование производится путём образования на поверхности изделия оксидных или солевых плёнок «сухим» химическим или электрохимическим, ванным методом. Современные варианты метода используют высокотехнологичные пассивирующие растворы. Выполняет исключительно защитную функцию.
Оксидирование
Разновидность пассивирования, создание на поверхности металла плотной плёнки оксидов, предохраняющих его от коррозии. Такие плёнки чаще всего имеют благородный чёрный или тёмно-серый цвет, из-за чего оксидированную продукцию часто неправильно называют чернёной. Оксидирование также производят «сухим» химическим методом (смесью, известной под названием «серная печень») или электрогальваническим. Является декоративным и защитным покрытием одновременно.
Электорофорезное осаждение
Покрытие изделий органическим пенополиуретаном или акрилом методом, напоминающим гальванику, путём погружения в водный раствор эпоксидной или акриловой смолы под воздействием напряжения, что заставляет смесь осаждаться и уплотняться на поверхности изделия. Выполняет исключительно защитную функцию.
Технический контроль
Контроль качества продукции — это проверка соответствующими службами предприятия внешнего вида и технических параметров заготовок, полуфабрикатов и готовой продукции на предмет их соответствия внутренним установленным, утверждённым критериям качества. Конечная цель технического контроля состоит в выпуске продукции, отвечающей отраслевым стандартам, гарантиям производителя на бирке и общепринятым потребительским характеристикам. На ведущих ювелирных производствах контроль качества осуществляется после каждого технологического этапа. Все товары ювелирной компании «Серебро» проходят, как минимум, двойной контроль качества: на производстве и у наших специалистов.
Следите за нашими новостями в Viber, Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках.