Найти тему
НУАР-NOIR

Частный детектив и флиртующие барышни

Фильм «Глубокий сон» как лучшая экранизация Рэймонда Чандлера

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
 Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)

Чтобы можно было перейти к более обстоятельному анализу, но не обмануть ваших ожидания скажет, что в фильме «Глубокий сон» (1946) вокруг частного детектива, которого играет Хамфри Богарт, возникает прямо-таки огромное количество флиртующих с ним девушек: главная героиня, её сестра, продавщица в книжном магазине и т.д. Несмотря на то, что образ Филиппа Марлоу создал Рэймонд Чандлер, в этой связи можно вспомнить отрывок из записных книжек Дэшшила Хэммета, долгое время бывшим частным детективом: «Я встретил девушку, которая впервые не сказала: какая интересная у вас профессия!»

Постановочное фото к афише фильма "Глубокий сон" (1946)
Постановочное фото к афише фильма "Глубокий сон" (1946)

Если говорить об экранизациях Чандлера, то в рамках классического нуара чаще всего речь ведут о двух лентах: «Глубокий сон» и «Убийство, моя милочка». Обе картины в основных чертах выдержаны в рамках литературного источника, только лишь было изменено название романа «Прощай, моя красотка», ставшее «Убийством».

 Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)

Действие обоих фильмов, как и положено строгому нуару, происходит в Лос-Анджелесе. Сюжеты обоих лент строятся на крайне сложном и запутанном сговоре преступников, для разоблачения которого детективу надо бывать и в высших слоях общества, и в городских низах. И опять детектива нанимают состоятельные буржуа, чтобы решить проблемы, с которыми не могла справиться полиция.

 Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)

В этом кроется первое различие между Спейдом и Марлоу. Спейда нанимают богатые преступники, чтобы найти таинственный предмет, а Марлоу нанимают, дабы тот оградил жизнь «добропорядочных» буржуа от потрясений и преступного вмешательства. Но при этом и Спейд, и Марлоу работают самостоятельно – они «одинокие волки». Они более проворные и сообразительные, чем обычные полицейские и более живучие и сильные, нежели нанявшие их буржуа.

 Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)

В этих лентах частный детектив – сильный, сообразительный, а самое главное нравственный тип. В то же самое время представители крупной буржуазии и полиции представлены как недалекие и нечистоплотные, что можно трактовать как воплощение тайных мечтаний среднего класса. В этом отношении нуар всегда был популистским, анти-элитарным, анти-буржуазным и отчасти анти-правительственным жанром.

 Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)

Новый лидер показов нашего канала

Частный детектив призван на помощь, когда в обществе нарушено равновесие. Он - единственный, кто может победить зло. И тут в фигуре сыщика сквозят мессианские черты. Не удивительно, что Мессия характеризуется как воплощение потустороннего и непредвзятого правосудия. Вместе с тем частный детектив отличается от мужских персонажей в нуаре. Если взять такие ленты как «Улица греха», «Двойная страховка», «Женщина в окне» и ряд других, то можно обнаружить, что в них мужчины - главные герои слабы и дезориентированы.

 Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)

Юный ангел мрачного кино

Не успели французские кинокритики «открыть» нуар, как британо-американский актер, продюсер и режиссер Джон Хаусман отметил, что в Голливуде ярко выражена тенденция к производству жестких криминальных триллеров. В качестве примера он приводил «Глубокий сон», при этом отмечая: «Выглядит так, будто бы американский народ, отвернувшись от потрясений войны, боится обнаружить свои собственные проблемы и болезненные ситуации, что коренятся в национальной жизни».

Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1946)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru

Хаусман видел в героях «Сна»: Филиппе Марлоу (Хамфри Богарт) и Вивиан Ретлидж (Лорен Беколл) - выражение аморальной безнадежности, которая в свою очередь являлась всего лишь отражением общенациональных настроений. И этой части его идеи созвучны с мыслями французских критиков, которые видели в нуаре в первую очередь визуализированное отчуждение – именно это явление можно назвать главным социально-культурным контекстом, определившим спрос на нуар. Однако исследуя нуар-фильмы, едва ли можно детально изучить действительные настроения в обществе – кинематограф брал их за основу, но все-таки существенно преобразовывал.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализировать мрачные ленты с участием Хамфри Богарта. А потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».