Найти в Дзене
Философский

Три стадии полной и счастливой жизни по Кьеркегору

Оглавление

Чему нас может научить старый датский философ в культивировании более полного и счастливого существования.

Сёрен Кьеркегор. Датский религиозный философ, психолог и писатель. Основоположник экзистенциализма
Сёрен Кьеркегор. Датский религиозный философ, психолог и писатель. Основоположник экзистенциализма

Есть много способов представить себе огромный блок времени и движения, который мы называем жизнью. Но одна из самых больших проблем в понимании его значения — это примирение двух концепций жизни: внутренней и внешней.

Жизнь каждого из нас разделена на внутреннюю и внешнюю части. Есть образ, который воплощает наша жизнь для тех, кто смотрит на нее извне, и образ, который мы ощущаем изнутри. Разница между ними — это разница между живым и наблюдаемым опытом. Это разница между субъективным и объективным, между рациональным и иррациональным, между математическим и духовным.

Разделённость внутреннего и внешнего уровней восприятия жизни
Разделённость внутреннего и внешнего уровней восприятия жизни

В XIX веке датский философ Сёрен Кьеркегор выделил три возможных этапа, через которые человек может пройти в своей жизни: эстетический, этический и религиозный этапы. Большинство людей проходят только первый шаг, и иногда достигают второго, хотя многие не доходят даже до него.

Эстетический этап

Основной мотивацией на этом этапе является удовольствие. Можно думать об этой стадии как о психологическом гедонизме (т. е., если человек чувствует себя хорошо, это хорошо). На этой стадии люди стремятся к удовольствию, в частности к удовольствию переживания красоты.

Это пыл двадцатилетнего человека, погруженного в музыку, кино и переживающего чудо жизни. Цель каждого дня — и жизни в целом, кажется, состоит в том, чтобы собрать как можно больше опыта красоты и удовольствия.

Человек проводит много времени на этой стадии, пытаясь собрать всё волнение и грандиозный опыт, который только может. Он засиживается допоздна, уклоняется от обязанностей и живёт быстро. Мыслительный процесс полностью сосредоточен на настоящем и целиком и полностью сфокусирован на себе. Но не всегда делается акцент на обогащении (то есть на том, чтобы стать лучше). Это сосредоточенность на личной выгоде. И это две разные вещи.

Обогащение предполагает становление лучшим человеком. Обретение же – это просто получение большего. Больше материала, больше опыта, ради которого не обязательно становиться лучше. Это эстетическая стадия, и это одинокое и постоянно разочаровывающее существование.

Древнегреческие дионисии как воплощение гедонистического начала человека
Древнегреческие дионисии как воплощение гедонистического начала человека

Этический этап

На этической ступени человек поднимается над своим эстетически ориентированным образом жизни и начинает следовать правилам и законам своего общества. Склонности уступают место обязательствам. Человек чувствует ответственность по отношению к другим — детям, домашним животным, коллегам, соседям, зрелым друзьям.

Межличностные отношения на этом этапе уже не воспринимаются как преходящие — тогда как в колледже или в поздней юности они были преходящими. Существуют более сложные ожидания, желания и обязательства. Ощущается склонность к пониманию себя с точки зрения этих обязательств.

Во многих отношениях вступление в этическую стадию — это акт низвержения себя в рабство, но в позитивном и конструктивном смыслах. Личности, стремящиеся к собственной выгоде и обогащению, теперь признают принципы, которым стоит подчиняться. Теперь они действуют, основываясь не только на мимолетных желаниях и аппетитах — они стараются поступать правильно и рационально.

Человек вступает в эту стадию, когда вступает в брак и рожает детей. Постепенно в процессе отбрасывается свое представление о том, что у человека было или что он сделал, и теперь он начинает видеть себя кем-то для других – партнёром и родителем. Со становлением карьеры возникает образ себя, как коллеги или друга. Цели больше выражают желание сделать лучше для кого-то, чем стремление получить что-то для себя одного.

На этической стадии приходит осознание себя как индивида, тесно связанного с другими людьми и обществом. Именно к этой стадии приходят многие взрослые люди, но и это не последняя ступень существования.

Общество как сумма отдельных личностей, выполняющих свои общественные роли
Общество как сумма отдельных личностей, выполняющих свои общественные роли

”Религиозный" этап

Для Кьеркегора высшая стадия жизни, к которой может стремиться человек, - это «религиозная» ступень. Кьеркегор был христианином, но его «религиозная» стадия не включает в себя какое-либо конкретное божество или систему верований. Дело не в этом. Скорее, речь идет о продвижении от предыдущих двух этапов в жизни к чему-то глубокому и пульсирующему.

Переход от эстетической стадии к этической — это движение от конкретных вещей (собственности, опыта, людей) к общим вещам (принципам, обязательствам, порядку и прогрессу). Но через некоторое время это может привести к ощущению рутинности. Человек может чувствовать, что в нем нет более высокой цели, кроме как продолжать делать правильные вещи — выполнять обязательства как члена общества.

Эта заключительная стадия включает в себя некий прыжок веры. Для Кьеркегора это означало прыжок веры в божество. Но характеристики прыжка могут быть обращены на другие вещи. Прыжок веры включает в себя принятие того, что человек, возможно, не сможет доказать другим. Она включает в себя вид веры или уверенности, которая исходит из внутренней страсти и возбуждения. Но именно такая вера движет человеком потому, что она совершенно индивидуальна и уникальна.

Кьеркегор описывает это чувство так: "Одновременно находиться на глубине 70 000 саженей и всё же чувствовать радость.” Это удивительный страх и волнение одновременно.

Речь о таком скачке звучала во все времена — на примере тех, кто воспринял его более публично. Провидцы и лидеры мысли, которые устремились к неизвестному будущему с кажущейся непревзойденной ясностью. Но не те, кто находился в нём ради финансовой выгоды или славы, а те, кто находился в избранном ими стремлении ради самого стремления. Другими словами, путь к этому прыжку не в личности, а скорее в искусстве, науке или миссии, которую для себя избирает человек. Речь идёт о том, чтобы отдаться чему-то выше собственного эго или общественной роли.

Винсент Ван Гог как пример исторической личности, посвятившей свою жизнь живописи
Винсент Ван Гог как пример исторической личности, посвятившей свою жизнь живописи
Подписывайтесь на канал, если вам интересны подобные материалы.
Ставьте лайки, чтобы помочь в продвижении качественного контента.