Чему нас может научить старый датский философ в культивировании более полного и счастливого существования.
Есть много способов представить себе огромный блок времени и движения, который мы называем жизнью. Но одна из самых больших проблем в понимании его значения — это примирение двух концепций жизни: внутренней и внешней.
Жизнь каждого из нас разделена на внутреннюю и внешнюю части. Есть образ, который воплощает наша жизнь для тех, кто смотрит на нее извне, и образ, который мы ощущаем изнутри. Разница между ними — это разница между живым и наблюдаемым опытом. Это разница между субъективным и объективным, между рациональным и иррациональным, между математическим и духовным.
В XIX веке датский философ Сёрен Кьеркегор выделил три возможных этапа, через которые человек может пройти в своей жизни: эстетический, этический и религиозный этапы. Большинство людей проходят только первый шаг, и иногда достигают второго, хотя многие не доходят даже до него.
Эстетический этап
Основной мотивацией на этом этапе является удовольствие. Можно думать об этой стадии как о психологическом гедонизме (т. е., если человек чувствует себя хорошо, это хорошо). На этой стадии люди стремятся к удовольствию, в частности к удовольствию переживания красоты.
Это пыл двадцатилетнего человека, погруженного в музыку, кино и переживающего чудо жизни. Цель каждого дня — и жизни в целом, кажется, состоит в том, чтобы собрать как можно больше опыта красоты и удовольствия.
Человек проводит много времени на этой стадии, пытаясь собрать всё волнение и грандиозный опыт, который только может. Он засиживается допоздна, уклоняется от обязанностей и живёт быстро. Мыслительный процесс полностью сосредоточен на настоящем и целиком и полностью сфокусирован на себе. Но не всегда делается акцент на обогащении (то есть на том, чтобы стать лучше). Это сосредоточенность на личной выгоде. И это две разные вещи.
Обогащение предполагает становление лучшим человеком. Обретение же – это просто получение большего. Больше материала, больше опыта, ради которого не обязательно становиться лучше. Это эстетическая стадия, и это одинокое и постоянно разочаровывающее существование.
Этический этап
На этической ступени человек поднимается над своим эстетически ориентированным образом жизни и начинает следовать правилам и законам своего общества. Склонности уступают место обязательствам. Человек чувствует ответственность по отношению к другим — детям, домашним животным, коллегам, соседям, зрелым друзьям.
Межличностные отношения на этом этапе уже не воспринимаются как преходящие — тогда как в колледже или в поздней юности они были преходящими. Существуют более сложные ожидания, желания и обязательства. Ощущается склонность к пониманию себя с точки зрения этих обязательств.
Во многих отношениях вступление в этическую стадию — это акт низвержения себя в рабство, но в позитивном и конструктивном смыслах. Личности, стремящиеся к собственной выгоде и обогащению, теперь признают принципы, которым стоит подчиняться. Теперь они действуют, основываясь не только на мимолетных желаниях и аппетитах — они стараются поступать правильно и рационально.
Человек вступает в эту стадию, когда вступает в брак и рожает детей. Постепенно в процессе отбрасывается свое представление о том, что у человека было или что он сделал, и теперь он начинает видеть себя кем-то для других – партнёром и родителем. Со становлением карьеры возникает образ себя, как коллеги или друга. Цели больше выражают желание сделать лучше для кого-то, чем стремление получить что-то для себя одного.
На этической стадии приходит осознание себя как индивида, тесно связанного с другими людьми и обществом. Именно к этой стадии приходят многие взрослые люди, но и это не последняя ступень существования.
”Религиозный" этап
Для Кьеркегора высшая стадия жизни, к которой может стремиться человек, - это «религиозная» ступень. Кьеркегор был христианином, но его «религиозная» стадия не включает в себя какое-либо конкретное божество или систему верований. Дело не в этом. Скорее, речь идет о продвижении от предыдущих двух этапов в жизни к чему-то глубокому и пульсирующему.
Переход от эстетической стадии к этической — это движение от конкретных вещей (собственности, опыта, людей) к общим вещам (принципам, обязательствам, порядку и прогрессу). Но через некоторое время это может привести к ощущению рутинности. Человек может чувствовать, что в нем нет более высокой цели, кроме как продолжать делать правильные вещи — выполнять обязательства как члена общества.
Эта заключительная стадия включает в себя некий прыжок веры. Для Кьеркегора это означало прыжок веры в божество. Но характеристики прыжка могут быть обращены на другие вещи. Прыжок веры включает в себя принятие того, что человек, возможно, не сможет доказать другим. Она включает в себя вид веры или уверенности, которая исходит из внутренней страсти и возбуждения. Но именно такая вера движет человеком потому, что она совершенно индивидуальна и уникальна.
Кьеркегор описывает это чувство так: "Одновременно находиться на глубине 70 000 саженей и всё же чувствовать радость.” Это удивительный страх и волнение одновременно.
Речь о таком скачке звучала во все времена — на примере тех, кто воспринял его более публично. Провидцы и лидеры мысли, которые устремились к неизвестному будущему с кажущейся непревзойденной ясностью. Но не те, кто находился в нём ради финансовой выгоды или славы, а те, кто находился в избранном ими стремлении ради самого стремления. Другими словами, путь к этому прыжку не в личности, а скорее в искусстве, науке или миссии, которую для себя избирает человек. Речь идёт о том, чтобы отдаться чему-то выше собственного эго или общественной роли.
Подписывайтесь на канал, если вам интересны подобные материалы.
Ставьте лайки, чтобы помочь в продвижении качественного контента.