Найти в Дзене
POYMA

Киберспорт в провинции: интервью с основателем «Киберарена Волгоград»

Оглавление

Многие аспекты жизни со временем ушли в интернет. Здесь мы работаем, совершаем покупки, получаем знания, смотрим фильмы, знакомимся и общаемся. Кроме того, в Сети можно еще и заниматься почти олимпийским видом спорта, не вставая с кресла.

Мы пообщались с основателем проекта «Киберарена Волгоград» Сергеем ngded Великановым и узнали, почему киберспорт станет олимпийской дисциплиной, с какого возраста можно начинать тренировки и есть ли успехи у наших местных игроков.

Старт проекта: ожидание и реальность

Изначально задумывалась большая «Киберарена» на Спартановке между Волжским и Волгоградом. Там позже открылась «Киберарена Север» – вторая в городе, но для старта выбрали именно помещение возле ТЦ на Рабоче-Крестьянской.

По задумке базовый проект первой арены должен быть гораздо дороже. Многие затраты на декорации и визуальные решения были сокращены инвесторами, поскольку они не были уверены в окупаемости. Однако уже через три-четыре месяца после открытия первой арены мы обсуждали создание целой сети. В итоге это и было реализовано.

О двигателях киберспорта

Киберспорт стал популярным и масштабным только благодаря энтузиастам, стоящим у его истоков. А если говорить в общем про компьютерные игры, то это, конечно, заслуга разработчиков – только малая часть игр становится настоящими дисциплинами. Популярность онлайн-состязаний росла и крепла со входом в информационный век, с развитием всеобщей компьютеризации и интерактивных развлечений. Возможность соревноваться всегда была одной из самых главных идей в мировой истории. Здесь объединены прогрессивные технологии и ни с чем не сравнимый уровень интерактивности и доступности.

-2

Молодое поколение уже считает это достаточно серьезным видом спорта, заработки у профессионалов более чем достойные. Но путь туда трудный, как и в любом другом виде спорта. 

Отдельная категория – летсплеи на Twitch и Youtube. Это уже сервисы, которые были созданы для киберспортсменов или просто любителей игр. Это следствие развития индустрии. Ютуб заходил в киберспорт с другой стороны, уже как конкурент Твича.

Виды дисциплин

Киберспорт будет официальной дисциплиной на Олимпийских играх, это уже вопрос решенный, насколько мне известно. Вопрос в том, успеют ли спортивные чиновники комитета все согласовать и понять тонкости этого молодого вида. 

Направление развивается вразрез со остальными традиционными видами спорта. И если говорить о людях, которые в МОК принимают решения, то главная причина выбора – деньги. В виртуальные соревнования сейчас очень много инвестируют. 

«Для киберспорта всемирного признания уже не нужно, мы его для себя и так признали, в этом-то и прелесть».

В настоящий момент существует около десятка компьютерных игр и сводов правил к ним, по которым проводятся постоянные соревнования. Чаще всего организаторами или заказчиками становятся издатели или агентства по продвижению этих игр, иногда турнирные операторы. Официальные состязания при поддержке федераций компьютерного спорта также проводятся, но они по размаху не столь крупные. 

-3

Организация любого киберспортивного события – это очень интересная работа. Конечно, все зависит от бюджета. Не каждая игра подойдет: самый главный критерий – это баланс и четкость правил. Если нет одного или второго, то игра никогда не станет площадкой. Самые популярные видеоигры сейчас: Counter-Stike GO, Dota2, League of Legends, PUBG, Fortnite, Apex. В свободное время, а оно бывает редко, я играю в Hearthstone или Heroes 3.

От клубов к аренам

Клубами я подобные заведения уже не называю, хотя по старинке многие так говорят. Переход проходил долго, было много экономических и других причин для закрытия в свое время. Период застоя. Далее стремительный рост.

Концепции старого и нового формата схожи. Но уже 4 года киберспорт официально признан в России, и профессиональных игроков больше, чем людей, приходящих просто посидеть в интернете. Главные изменения – быстрый интернет, наличие хороших профессиональных девайсов, мебели, специальных мягких кресел для удобства, прогрессивных моделей мониторов, небольших сцен и больших экранов, декораций внутри компьютерных комплексов, а также зоны для просмотра матчей зрителями. У нас в Волгограде такого уровня не было до сентября 2017 года.

Компьютерные игры и социализация 

Увлечение компьютерными играми, разумеется, влияет на подростков. Киберспорт здесь стоит особняком, потому что это менее 0,001% всех игр, в которые можно поиграть. Увлечение играми и киберспортом – это абсолютно разные вещи. Уровень жестокости молодых людей определяется в первую очередь воспитанием, которое дают родители и образовательные учреждения. 

«Старшее поколение всегда консервативно и будет винить все нововведения и новшества. Возможно, когда пройдет смена поколений, мы с вами начнем видеть проблемы общества в каком-то другом феномене».

-4

Сообщество геймеров 

Комьюнити в нашей среде, безусловно, есть. Оно многочисленно, само развивается, но при этом разрозненно. Обычно сообщества формируются вокруг определенной игры (дисциплины). 

Тренироваться можно начинать с 12–13 лет, к 15–16 годам уже определяется с большой вероятностью, вырастет ли в будущем профессионал. Многое влияет на жизнь подростка в данном возрасте, каждый сам выбирает свой путь.

Правила поведения в клубе

У нас есть свод правил поведения, они стандартны для общественных развлекательных заведений. Под запретом алкоголь, любые курительные или жевательные вещества. Мы за здоровый образ жизни. Да, есть отдельное подразделение – «Киберарена-Бар». Но он ориентирован на возрастную категорию любителей компьютерных игр постарше. Там можно поболеть за любимую команду на трансляциях, провести вечер в компании единомышленников или просто отдохнуть. 

Среднее время посещения посетителей в наших комплексах – два часа. Но бывали случаи, когда ребята забывали о времени. Мы предлагаем отдохнуть и сделать паузу в таких случаях. Это все исключения, не более одного человека на тысячу посетителей.

-5

Уровень волгоградских команд

В Волгограде сейчас есть несколько сильных игроков, но постоянных команд, к сожалению, не существует. Например, Дмитрий Dima Бандурка – профессиональный игрок в CS:GO. Участник нескольких чемпионатов мира. К сожалению, без медалей, но для нашего города это очень высокий уровень. 

Я всегда болею за честную игру на турнирах, потому что являюсь их организатором в Волгограде, потому нужно быть беспристрастным. Когда лучшие игроки и команды выступают на междугородних соревнованиях и лигах, то болею всей душой. Поддерживаем функционально и морально. 

«Уровень наших игроков и команд растет от года к году. На данный момент на Кубке России по киберспорту все наши команды и игрок в одиночной дисциплине прошли групповой этап и вышли в плей-офф соревнований. В следующие выходные мы узнаем, попадут ли они на финалы в Москве в начале декабря 2019 года».

Киберспорт еще очень молод, и профессиональных клубов мало во всей стране. Чтобы туда попасть, нужны большой труд и удача. А для того чтобы попасть в команду любителей, нужно только желание – турниры внутри региона проводятся каждый месяц, и если посещать каждый и набираться опыта, то со временем можно подниматься выше и выше. Так по ступенечкам, совершенствуя свои навыки, можно попасть в лучшие команды региона и выступать на междугородних соревнованиях, и тут опять работа и рост. 

Процесс этот очень интересен и определяет игрока не только относительно уровня подготовки к матчам, но и его взаимоотношений внутри команды. Становление личности, характер, волевые качества, лидерские задатки – все это проявляется в моменты тренировок и соревнований.

Разрыв между начинающими и профессионалами очень высок. Киберарены помогают сократить этот разрыв, предоставляя базу для тренировок и экипировку – девайсы. Но все же только победы на региональных и всероссийских турнирах являются лучшим способом ворваться в элиту. Впрочем, как и в любом другом виде спорта. Недостатком пока что является отсутствие профессиональных тренеров и секций, но мы уже очень близки к этому.

Текст: Анастасия Сметанникова
Фото: unsplash.com