Найти тему
История искусств

Музей и художественная галерея по рецепту врача

Дорогие читатели, в этой статье мы рассмотрим практические случаи привлечения людей с умственными расстройствами к искусству как вклад в развитие общественного здоровья.

Исследование Розенберга "Проект MoMA Alzheimer's Project", проведенное в 2009 г., включало в себя привлечение группы из 12 пожилых людей (возрастной диапазон 60-80 лет) для просмотра работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке:

"Один из первых музеев страны, предложивший программы, призванные сделать его коллекцию и специальные выставки доступными для людей с болезнью Альцгеймера и тех, кто ухаживает за ними" (Rosenberg, 2009).
pixabay.com/ru/photos/женщина-старый-возраст-65675/
pixabay.com/ru/photos/женщина-старый-возраст-65675/

Проект MoMA стал общенациональной инициативой, предлагающей программные модели, которые могут быть использованы на всех площадках и в разных местах.

Использование художественной галереи для привлечения людей с деменцией может рассматриваться как важное средство связи этого населения с более широким сообществом, создания пространства, куда приглашаются люди с деменцией, так и люди без деменции.

Действительно, исследования показывают, что программы на базе художественных галерей имеют уникальную возможность внести свой вклад в развитие здравоохранения.

Художественные галереи не только часто физически и социально расположены в самом центре города, но и, как было установлено в работе McKeown, Weir, Berridge, Ellis, and Kyratsis (2016), являются жизненно важными для гражданственности.

Эти исследователи отметили растущее внимание к галереям как к средствам оказания психиатрической помощи и утверждают, что этика инклюзивности в "культовом" лондонском центре Tate Modern имеет решающее значение в получении пользы для здоровья участников, испытывающих проблемы с психическим здоровьем.

Такая увязка услуг на уровне общин с медицинским обслуживанием согласуется с так называемым социальным назначением.

Как утверждают Стикли и Хьюи (2012), эта "новая модель" имеет особое значение для исследований в области искусств. Они пишут, что социальное назначение является средством связи "пациентов в системе первичной медико-санитарной помощи с немедицинскими источниками поддержки внутри сообщества".

Ссылаясь на Brandling & House (2009), Стикли и Хьюи также предлагают социальное назначение, которое "открывает новые жизненные возможности..." и "дает пациенту возможность... быть творческим".

В этом исследовании направления на «искусство по рецепту» были получены от работников первичной медико-санитарной помощи, вторичной психиатрической помощи и добровольного сектора. Преимущества для участников были личными и социальными по своему характеру, что ясно указывает на необходимость дальнейшего изучения этой области.

Camic и Chatterjee (2013) отмечают, что вмешательства на базе музеев и художественных галерей отличаются от большинства "медицинских" вмешательств, которые проводятся в медицинских учреждениях, таких как клиники и больницы.

pixabay.com/ru/photos/париж-музей-orsay-часы-женщины-846873/
pixabay.com/ru/photos/париж-музей-orsay-часы-женщины-846873/

Отмечая социальную изоляцию этого сегмента населения, MacPherson (2009) предполагает, что там, где существуют программы для людей с деменцией, они склонны переоценивать дефицит и недооценивать оставшиеся способности.

Camic (2016) также изучает влияние вмешательства в общественное здравоохранение на базе галереи, описывая галерею как "место, имеющее физическую ценность".

Эти исследователи предлагают теоретическое понимание потенциальной пользы такого окружения для людей с деменцией, продвигая идею Смита (2014) о "музейном эффекте", которая подчеркивает социальное взаимодействие, ставшее возможным благодаря пространству:

"Стимулирование просмотра и создания визуального искусства в сочетании с благоприятной групповой средой создало возможности для людей с деменцией восприниматься другими лицами, ухаживающими за ними и персоналом галереи".

В совокупности эти выводы могут рассматриваться как жизненно важные для борьбы со стигматизацией слабоумия и противодействия ей, а также как важные инициативы, направленные на социальную интеграцию и участие.

В данной статье была предпринята попытка развить эти исследования, добавив расширенный взгляд на социальную и пространственную динамику художественной практики.

pixabay.com/ru/photos/мона-лиза-картина-искусство-690203/
pixabay.com/ru/photos/мона-лиза-картина-искусство-690203/

Спасибо каждому, кто дочитал статью до конца. Если тема заинтересовала, обязательно ставьте лайк и пишите свои мысли на этот счет в комментариях.