Данная статья открывает миницикл, в котором будут рассмотрены способы применения рыцарем копья в конном бою. В том числе и такой прием как куширование, "ударная атака", "чардж" или "таранный удар". В данном миницикле будут проанализированы три компонента:
- - оружие
- - техника фехтования (способы его применения)
- - посадка в седле
Копье – абсолют холодного оружия ближнего боя. Во все времена допороховой эпохи у всех сословий, любых народов, как в конном так и пешем строю, копье было главным наступательным средством. В Китае его даже называли "властелином всего оружия". Не стали исключением и рыцари.
В одной из будущих статей я детально разберу почему. В данном же материале остановимся на рыцарском копье. Рассказ пойдет о двух его формах – ранней универсальной, представляющем собой обычное ростовое копье и применявшееся как в пешем строю, так и верхом, и о поздней развитой специализированной форме, имеющей узнаваемый классический вид с диском – упором, проемом для кисти и утолщенным тупым концом, которую мы для удобства будем называть «лэнс».
Рыцарское копье раннего средневековья конструктивно состоит из втульчатого наконечника с боевой частью около 30 см, при ширине до 5-6 см, толщине около 1 см, укрепленного при помощи заклепки или гвоздя на древке с длиной около 2,5 - 5 м и диаметром в месте захвата 3 - 4 см.
Помимо наконечника на нем, для удобства могли иметься петли: одна внизу для стопы и одна вверху для руки, иногда впрочем в сбруе лошади крепился специальный кармашек, в который упирался низ копья, на втором конце древка мог наличествовать подток.
Вес наконечника варьировался от 200 до 400 г, древка, не касаясь поздних форм, от 1 до 2,5 кг. Данные показатели касаются общей массы копий, что совсем не отрицает существования отдельных экземпляров не входящих в данные рамки.
Материал для изготовления древка зависел от местности и произраставших там деревьев, но всегда это была твердая, по возможности легкая, плотная и прямослойная древесина, к примеру, липы, вяза, осины и др.; в книге Ж. Ж. Руа "Происхождение рыцарства" лучшей древесиной называлась ясеневая, к этому мнению присоединяется фон Винклер, Граветт и Николь, Герман Вейс, а Ф. и Л. Функен указывают, в дополнение так же граб, пихту и яблоню.
Разумеется, копье, как и любое другое оружие, непрестанно эволюционирует сообразно изменениям условий его применения. Форма наконечника от более широкой и тонкой листовидной, ромбовидной или удлиненно треугольной примерно к XIV в переходит к узкой, граненой или круглой ( шиловидной ).
Таким образом, происходит повышение проникающей способности наконечника, а так же его упрочнение. Данная тенденция свидетельствует о совершенствовании защитного снаряжения, о чем речь пойдет ниже в соответствующем разделе.
Копья франков были снабжены выступами на втулке, не позволяющими оружию проникать в тело противника слишком глубоко, что препятствовало бы его быстрому извлечению. Это обстоятельство свидетельствует о применении, по большей части, удара перевернутым хватом или укола прямым хватом, поскольку при кушировании упоры увеличивали "отдачу" проводившему его воину.
Еще в конце X в., копье снабжается «ушками» и исчезают вероятно в связи с всевозрастающей в XI в., популярностью таранного удара.
Линн Уайт – младший, напротив считает, что поперечины на втулке наконечника свидетельствуют о применении куширования, и ранее тут
я уже высказывался по данному поводу.
Это явно неверно, поскольку если бы "ушки" имели хоть какое - нибудь положительное значение для нанесения таранного удара, то они не исчезли бы в более позднее время, когда этот прием стал самым популярным.
Для тех, кто может не согласиться с моим мнением, предположив, что исчезновение "ушек" связано с тем, что доспехи стали на столько прочными, что сами по себе не давали наконечнику проникнуть в тело слишком глубоко, напомню, что ни о каком заметном упрочнении защитного вооружения, как минимум до конца XII в., когда в отдельных случаях рыцари стали надевать поверх кольчуги кирье, говорить не приходится.
Довольно экстравагантная версия была приведена на страницах журнала Новый Солдат № 37 «Каролинги и средневековая Франция 750-1300»:
«Наконечник имел заметные горизонтальные крылышки или зубья под острием. Обычно считается, что такие крылышки не давали копью слишком глубоко проникнуть в тело жертвы, но это не так. Крылышки появились в IV в. на германских копьях и применялись для отражения ударов копий противника. Другими словами, копье в то время предназначалось не только для нанесения колющих, но и рубящих ударов. Такой стиль фехтования на копьях также подтверждается существованием лангет-расширений наконечника, заходящих далеко на древко. Лангеты защищали древко копья, не давая его подрубить боковым ударом. Подобные наконечники хорошо известны, начиная с VII века, но использовались и в более позднее время, по традиции перекочевав на копье тяжеловооруженного всадника, хотя там были совершенно не к месту».
К сожалению, авторы не потрудились дать ссылку на известные с VII века наконечники со стальными лангетами, и очень зря, поскольку все известные мне наконечники раннего средневековья, в том числе франкских копий таковых не имеют. Тем более, если речь идет о кавалерийских рыцарских копьях!
Более того я испытываю крайний скепсис относительно пригодности для рубки наконечника франкского копья. И уж совсем смехотворным мне кажется утверждение о парировании ударов этими крылышками. Во всяком случае у такого древкового оружия, чья рубящая направленность не вызывает сомнения, как лохабераксты, глефы и гвизармы, никаких крылышек не было.
Более того встречать упоминания о рубке копьями мне также не доводилось. И даже изображения применения копий франками (с обращенным острием вниз оружием) говорят об обратном.
Видимо, распространением таранного удара объясняется так же и встречающееся уже на иллюстрациях XII в., но появившееся несколько раньше, шаровидное утолщение в месте соединения наконечника и втулки. По моему мнению, это утолщение призвано повысить прочность наконечника, который при таранном ударе подвергается большей нагрузке, нежели при ударе рукой.
Древко удлиняется и постепенно утолщается. В XIV в. толщина древка у втулки достигала 35 - 40 мм и увеличивалась до 50 - 60 мм у места захвата.
Столетием позже древко приобретает классическую для лэнса форму двух, соединенных рукоятью, конусов разного размера, нижний играл роль противовеса и служил для балансировки копья. Святой Георгий изваянный Гансом Мультшером в Аугсбурге 1458 г держит копье такого вида.
По данным авторов книги "Всадники войны. Кавалерия Европы" со второй половины XV и до конца XVI вв. древко ленсов в среднем имело 3 - 3.5 м длиной, максимальная толщина древка у места захвата 7.5 - 8 см, минимальная у втулки 3 - 3.5 см, вес около 4 кг.
Увеличение массы и габаритов копья приводит к тому, что удержание его одной рукой становится затруднительным. Поэтому примерно середины XIV в. для его удержания воины начинают использовать буше - выемку в щите, а в конце столетия, так же укрепленный на нагруднике крюк - упор ( фокр ).
Еще одной характерной особенностью ленса является дисковидная пластина "Vamplate" служившая сперва упором, а затем и защитой руки. Относительно точного времени ее появления нет единого мнения.
Самое раннее указание на оснащении древка кольцом для упора мне приходилось встречать в журнале Новый солдат № 128, где показана Рака Святого Хаделина, датированная третьей четвертью XII в. на которой изображено копье с кольцом. Однако авторы трактуют его не как раннюю форму вамплэйта, а как элемент, который зажимали подмышкой, для того, что бы древко копья не проскальзывало при таранном ударе.
Что ж отметать такую версию сходу нельзя, тем более что кольцо показано размещенным близко к тупому концу.
Однако я с ней не согласен, поскольку:
- - при зажатии подмышкой такого кольца, в момент таранного удара, вся его сила была бы направлена на прижатые к ней мышцы, что наверняко травмировало бы их;
- - дальнейшая практика куширования, как в Европе, так и на мусульманском Востоке не выявила проблем с проскальзыванием копья, настолько значительных, что бы вводить в конструкцию копья дополнительные элементы.
Норман А. Б.. Автор сообщает, что в источнике под названием "Chasse de Saint Hadelin" ( Охота святого Хаделина ) показано копье с небольшим "кольцом", прикрепленным к древку в месте захвата. То, что под "кольцом" понимается именно "Vamplate", следует из того, что далее он говорит о том, что оно получает широкое распространение намного позже, а значит, указывает на образцы с упорами.
Я не ручаюсь за абсолютную достоверность информации Нормана, поскольку он, к сожалению, не поместил в книге данную иллюстрацию, да и датировка возможно неверна, и тем не менее считаю необходимым принять его данные к сведению.
Но, так или иначе, "Vamplate" начала входить во всеобщее употребление примерно в конце XIII в.
Изображения копий с небольшими "Vamplate" присутствуют на костяной накладке на шкатулку конца XIII - начала XIV вв., на миниатюре из "Кодекса Манессы" приблизительно 1310 г., а так же на бронзовой фигурке всадника датируемой первой третью столетия.
Согласно "Трактату о военном доспехе" 1446 г. она должна была крепиться на расстоянии 13 стоп ноги от наконечника. Иногда вместо пластины упором и защитой служило расширение древка.
Сделаю некоторое уточнение: древко копий на миниатюрах из "Кодекса Манессы" оснащены в первом случае диском и валиком, располагавшимся ближе к тупому концу, а во втором сразу двумя дисками на небольшом расстоянии друг от друга.
Так как изображенное оружие является турнирным, судя по безопасному наконечнику, можно подумать, что эти элементы характерны только для спортивных экземпляров.
Однако на миниатюре каталонского манускрипта первой половины XIV в. изображен воин, применяющий копье с двумя дисками в настоящем сражении. Он прижимает плечом к боку ту часть древка, которая находится между дисками, таким образом, пластины располагаются спереди и сзади от его корпуса. Его рука удерживает древко копья чуть дальше переднего диска.
Копья с двумя дисками появились немного позже однодисковых, и видимо являлись их экспериментальной модификацией. Однако, такие копья оказались непрактичными и вскоре вышли из употребления: диск сзади никакого положительного значения не имел, а захватывать древко рукой перед передним диском было не очень удобно, поскольку край пластины упирался в предплечье. К тому же при таком удержании оружия рука не прикрывалась диском, как в случае с привычным хватом после "Vamplate" однодискового копья.
Подводя итоги резюмируем: рыцарское копье прошло следующие стадии своего развития:
1) универсальное ростовое копье преобладавшее до второй половины - конца XIII в.
2) копье с начальной кавалерийской специализацией:
- увеличение габаритов
- введение дополнительных элементов
начиная с XIV в. по середину XV в.
3) полностью специализированное для таранного удара копье - лэнс. С середины XV в. до момента выхода копья из употребления в качестве главного оружия первого удара в конце следующего столетия.
Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.
Подписывайтесь, ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок!
Яндекс кошелек 4100110526699385