Найти тему
Кембрийский взрыв.

Художественная галерея Ференс в г.Халл

Приобретение музеем или галереей редкого и ценного произведения искусства, несомненно, привлечет внимание общественности и увеличит число посетителей.

Тем не менее, вопросы о соответствующем характере работы, например, о том, как она вписывается в коллекцию, и ее долгосрочной ценности для музея, также являются важными соображениями. Об этом свидетельствует картина случай Христа между святыми Павлом и Петром, совершенный сиенским мастером Пьетро Лоренцетти (творчество с 1306 года, умер примерно в 1340 году), ныне хранящийся в коллекции Художественной галереи Ferens, г.Халл.

Картина художника Лоренцетти.
Картина художника Лоренцетти.

С середины 19 века эта небольшая работа, хранящаяся в частной британской коллекции, была выставлена владельцем на аукцион в Christie's в 2012 году и была идентифицирована как Лоренцетти. Она была продана за £5 081 250 одному из зарубежных покупателей, однако запрет на вывоз, рекомендованный Комитетом по обзору вывоза произведений искусства и предметов культуры, дал время собрать средства для частной покупки в соответствии с договором.

В то время как у Ференсов есть богатая коллекция европейского искусства, датируемая 15 веком и продолжающаяся по сей день, включая работы Халса, Каналетто, Бриджит Райли и Стэнли Спенсер, искусствовед Кристофер Райт - автор двух каталогов постоянной коллекции Ференов - выделил в качестве особого недостатка раннее итальянское изображение на золотом фоне.

Исходя из этого, куратор Ferens Кирстен Симистер активно занималась покупкой панели Лоренцетти, характеризуя ее как произведение искусства национального значения, которое будет преобразующим для галереи - не только в плане расширения ее существующих фондов, но и в плане обоснования необходимости дальнейшего развития ранне- и средневековых аспектов ее коллекции в долгосрочной перспективе.

Симистер также отметил, что обеспечение безопасности Лоренцетти будет иметь потенциал для создания возможностей для регионального и национального партнерства, которое будет стимулировать научные знания, исследования и дискуссии как о самой работе, так и о более широкой коллекции галереи. В феврале 2013 года Ференсы начали кампанию по сбору средств на согласованную частную договорную цену в размере 1 612 940 фунтов стерлингов.

Покупка картины Ференсом была в конечном итоге завершена в мае 2013 года за счет средств, полученных из ряда источников. Фонд лотереи Heritage Lottery Fund выделил 758 000 фунтов стерлингов (включая 202 162 фунтов стерлингов на финансирование проекта по привлечению общественности), 125 000 фунтов стерлингов поступило из Фонда искусства и 75 000 фунтов стерлингов от Фонда Вольфсона, а остальные 856 602 фунтов - из собственного фонда покупки Ferens (ежегодный процент, начисленный на пожертвования, предоставленные основателем галереи Томасом Ференсом Браном, умер в 2001 году).

Помимо восполнения пробела в коллекции Ferens, приобретение привело к другим преимуществам, как для галереи, так и для корпуса. Объявление о приобретении этой работы национального значения было сделано в то время, когда компания Hull подавала заявку на звание UK City of Culture 2017. Симистер отметил, что приобретение, наряду с несколькими крупными национальными партнерскими выставками, помогло продемонстрировать возросшее доверие и амбиции во время подготовки к подаче заявки.

Картина стала центральным экспонатом галереи, открывшейся в январе 2017 года после ремонта на сумму 5,2 млн. фунтов стерлингов; более 10 000 человек посетили галерею в течение последующих 48 часов, и к началу мая 2017 года Ференсы приняли почти четверть миллиона посетителей по сравнению с обычной годовой ставкой около 130 000.

Волна освещения в местных и национальных средствах массовой информации последовала за этим приобретением в 2013 году, а в 2017 году, когда оно впервые было представлено на обозрение в рамках более широких празднований Города культуры Великобритании. 39% посетителей, опрошенных в ходе обследования в Ференсе, сообщили, что слышали об этой картине из национальных средств массовой информации. Из опрошенных 74% сказали, что причиной их визита было посещение Лоренцетти.

О более длительном наследии покупки Халла и галереи свидетельствует тот факт, что 88% посетителей заявили, что будут рекомендовать выставку в Лоренцетти другим, а 89% респондентов заявили, что они согласны снова посещать художественную галерею Ferens. Это приобретение также укрепило отношения Ференса с Национальной галереей, которая официально поддержала покупку Лоренцетти и впоследствии бесплатно осуществила работы по консервации картины. Ференс был награжден куратором-стажёром Национальной галереи Люси Уэст, которая исследовала и курировала специальную выставку От Сиены к корпусу: Шедевр раскрыт, который включал ряд контекстуальных займов, предоставленных Национальной галереей и другими организациями.

Общество исследований эпохи Возрождения присудило Симистеру стипендию на проведение исследований в Италии, а в рамках покупки лотереи Heritage Lottery Fund выделил средства на амбициозную программу вовлечения общественности, ориентированную на Лоренцетти, включая работу со школами, взрослыми учащимися и семьями.

Эти результаты ясно показывают, какую пользу принесло это приобретение Галерее искусств Ференса. Однако остаются вопросы о том, является ли галерея лучшим домом для картины этой даты и такого национального значения. Хотя Ференсы четко аргументировали приобретение произведения, которое было сделано до его коллекционирования в течение 130 лет, некоторые могут утверждать, что панель могла бы быть лучше представлена в контексте других работ этого периода и школы.

Наиболее очевидным местом для этого была бы Национальная галерея, которая имеет ряд работ, приписываемых студии Лоренцетти. Но хорошие аргументы в пользу такого качества работ были выдвинуты и на севере Англии, где York Art Gallery сильна в итальянской живописи на золотом фоне и, возможно, сделала свой дом настоящим домом.

York Art Gallery
York Art Gallery

Тем не менее, этот случай свидетельствует о том, что Национальная галерея готова оказать значительную поддержку в приобретении выдающихся картин и считает, что Ференсы являются подходящим домом для Лоренцетти. Очевидно, что дебаты о более широком распространении таких шедевров по всему Соединенному Королевству и о том, где лучше всего разместить их, продолжаются и открыты.