Доброго времени суток , неравнодушные к истории. Мы с вами продолжаем наш цикл про Балканы после Первой мировой войны. Сегодня мы поговорим про Югославию. К концу великой войны дела у лоскутной империи шли не очень, на неудачи на фронтах накладывались резко обострившиеся разногласия внутри страны. Видя военные неудачи правительства в Вене, хорваты, сербы и словенцы решают, что пора бы и им заиметь свою государственность. Проще говоря, эти народы посылают правительство двуединой в пешее эротическое, на что неожиданно для себя получают войну с Австро-Венгрией. Формально происходит отделение, и новое государство называется «Королевство сербов, хорватов и словенцев». Новоиспеченное правительство понимало, что шансов у них немного, даже несмотря на то, что империя разваливалась на глазах. Поэтому королевство обращается за помощью к Сербии, с которой, впоследствии, образует единое государство. Тут-то и стоит отметить то, что в фундамент Югославии изначально была заложена большая бомба, которая затем и рванёт в девяностых. Но вернёмся к нашим баранам, а вернее к Югославии. Вскоре мясорубная заканчивается и наступает долгожданный мир, по результатам которого Югославия стала признанным со стороны Антанты государством и попутно ведущей силой в регионе, наряду с Румынией.
Теперь мы можем поговорить о политической ситуации внутри страны. Так как новое государство так же, как и Австро-Венгрия, было населено нациями с разным языком, разной культурой и разным менталитетом, то неудивительно, что политические партии стали формироваться на основе национальных различий. Ведущую роль в политике занимала просербская партия, которая и смогла в 1921 году пролоббировать новую конституцию, которая объявляла Югославию конституционной и парламентской монархией. А о том, представителем какой нации был король, догадайтесь сами, а заодно подумайте о том, у кого из-за этого подгорало. К этому стоит добавить и конфессиональные различия. В этом отношении был ещё тот адок, так как в стране присутствовали католики, православные и мусульмане. Это тоже вносило свою «совсем небольшую» толику в напряжённость. Наряду с национальными партиями была сформирована и партия комми, которая на первых выборах в парламент набрала больше голосов, чем, например, хорватская партия. Видя первые симптомы болезни под названием коммунизм, правительство принимает решение о запрете коммунистической партии и охоте на ведьм среди всех, кто хоть как-то поддерживал комми. В ответ на это левые совершили несколько террористических актов. Например, они зафейлили убийство принца-регента Александра, но умудрились познакомить с Аллахом тогдашнего премьер-министра. Второй головной болью после левых была хорватская крестьянская партия во главе с Радичем. Эта партия была резко против «великосербской политики», суть которой состояла в том, что все нации внутри страны были одной, а различались лишь региональными названиями. Хорваты в свою очередь желали автономии, самоопределения, федерализации и блэк-джека. Естественно, в лучших традициях славянской политики это провоцировало драки в парламенте и вооружённые столкновения на улицах. Вся эта ситуация неиллюзионно беспокоила короля Александра, который принимает решение о перевороте, который и случается 6 января 1929 года. Согласно новому указу все партии запрещались, но разрешалась деятельность новосозданной югославской национальной партии, которая всячески одобряла курс короля. Всё это вызвало бурное недовольство со стороны несогласных с этим курсом, что впоследствии приведёт к убийству Александра во Франции. Это во много приведёт к краху идеи «малой антанты».
После смерти Сашки к власти посредством регенства приходит его двоюродный брат Пашка. Так как Павел не хотел последовать за Александром, то на запрет партий стали смотреть сквозь пальцы. В связи с этим радикальные партии, предварительно образовав коалицию, идут на выборы, в которых всеми правдами и неправдами правящая партия побеждает с минимальным перевесом, что приводит к отставке текущего главы правительства Боголюба Ефтича. Его место занимает представитель радикальных кругов Милан Стоядинович, который надеялся всё-таки разрешить хорватский вопрос посредством принятия новой конституции, но король высказывается резко против. Однако Стоядиновичу удалось сформировать новую политическую партию «Югославский радикальный союз». Но так как никакого продвижения в деле создания Великой Хорватии™ не было, то и новым главой правительства хорваты тоже не были довольны. О дальнейшей внутриполитической ситуации мы с вами поговорим в контексте рассмотрения Югославии во второй мировой, а пока поговорим об экономике.
В экономике дела Югославии были схожи с Румынскими, так как Королевство состояло из частей с разным экономическим развитием. То есть Хорватия, Словения, Сербия и Воеводина обладали развитой промышленностью, а прочие регионы значительно отставали. Поэтому можно сказать, что Югославия по-прежнему оставалась аграрной страной с достаточно высокими темпами развития сельскохозяйственной и связанной с ней промышленности. Как и в прочих странах региона была проведена аграрная реформа,что способствовало образованию большого количества мелких крестьянских хозяйств. Так же стоит сказать о том, что только 1928 году были отменены феодальные повинности в пользу церкви. (духовненько, не правда ли) В тяжёлой промышленности ведущее положение занимала горнорудная промышленность. Стоит сказать и об инвестициях. В отличие от цыганской империи, в королевстве все дороги были открыты иностранному капиталу, причём если до тридцатых перекос был в сторону Французского и Английского, то с усилением Германии на первое место выходят именно их инвестиции.
В начале своего существования Югославия придерживалась курса, ориентированного на лягушатников, так как существовала неиллюзионная вероятность получить интервенцию со стороны обиженных Венгрии и Болгарии. Так же в связи с реваншистскими настроениями со стороны обиженок королевством были заключены союзные договоры с Грецией в 1919, Чехословакией в 1920 и Румынией в 1921. Таким образом, этой системой договоров была оформлена так называемая «Малая Антанта». Долго не мог решиться спор с Италией, которая почему-то считала, что бывшие союзники по Первой Мировой, ее жёстко кинули и в связи с эти приставала ко всем окружающим странам с претензиями. Всеми правдами и неправдами у макаронника удалось отжать у Югославии почти всю Истрию. Помимо этого, в 1926 году итальяшками был заключён договор, позволявший размещать войска на территории Албании. На это безрадостное для себя событие югославское правительство отреагировало заключением союза с Францией. С приходом к власти неудавшегося художника, положение Югославов сильно осложнилось, так как Германия стала собирать под свои знамёна всех недовольных. Чтобы не оставаться в одиночестве, Сашка поездил по Европе с целью поиска союзников и сумел заключить договора о взаимопомощи с Грецией, Турцией, Румынией и Францией. Возможно у него бы всё получилось, если бы не встреча с аллахом, которая случилась во время поездки во Францию. С приходом к власти Павла вектор политики поменялся в сторону Германии и ее друзей, так в 1937 был заключён договор о вечной дружбе с Болгарией, а вскоре и договор о нейтралитете с Италией. Всё это означало выход Югославии из Антанты для малышей. На референдум в Австрии и попил Чехословакии никакой реакции тоже не последовало, поэтому к началу Второй мировой войны королевство осталось в окружении не очень дружелюбно настроенных стран.
На поприще культуры всё так же было довольно печально. Например, перепись населения 1931 года говорит о 45% неграмотных. Правительство пыталось решить эту проблему, но старалось при этом не сильно напрягаться, поэтому траты на просвещение были около 1%, ибо слишком умные не нужны. На всю страну было 3 университета: в Белграде, Загребе и Люблине. Но при этом страна издавала около 200 видов газет, правда, кто при такой грамотности их читал мне (как думаю, и вам) не очень понятно. Так же было довольно популярно кино преимущественно английского и пендосского производства. А вот радио у подданных Сашки, а позднее Пашки было не в чести. По показателю приёмников на душу населения Югославия занимала одно из последних мест в Европе.
Касательно вооружения дела у Югославии обстояли так же, как и у любой балканской страны. Танковые части были сформированы по принципу «на безрыбье и рак рыба» и комплектовались танками FT17, произведёнными сразу после "Великой Войны", танками R35 и чехословатскими танкетками Т-32. Как видно, югославы предпочитали комплектовать свои танковые части французским вооружением из-за его относительной дешевизны. (бюджет ведь пилить надо)
На поприще авиации королевство занималось покупками устаревших машин по всей Европе. Так основным лёгким разведчиком-бомбардировщиком стал французский Breguet 19 в различных его модификациях, помимо него на вооружение стоял и Potez 25, выполнявший аналогичную функцию. В Бриташке было закуплено чуть более 10 Hawker Hurricane, которые были достаточно неплохи, а если брать в расчёт, что они были закуплены в конце 1938, когда весь бюджет на год давно перетёк в карманы генералитета, то это вообще чудо. У вас могло сложиться впечатление, что Югославы аутисты и не способны вообще не на что, но я спешу вас переубедить, так как французские самолёты большей частью производились на местных заводах по лицензии, то их можно было собрать из говна и палок на коленке. Чуть поднаторев в самолётах попроще, к середине 1939 года местные заводы «Замай» и «Икарус» смогли наладить и выпуск «Хариккейнов», выпустив к началу войны около 20, что чуть менее, чем ничего. Местная авиапромышленность была представлена истебителями Ikarus IK-3, который был довольно хорош и мог составить достойную конкуренцию своим более именитым собратьям. Помимо этого, выпускался и Hawker Fury, который к 1938 считался устаревшим, небезосновательно. Бомбардировочная авиация комплектовалась, в основном, закупленными у любителей пива и сосисок Do17К, а также купленными у чаехлёбов Bristol BLENHEIM Mk I. Думаю о том, что большая часть из них производились по лицензии, говорить не стоит. Стрелковое вооружение было представлено солянкой винтовок и пулемётов, собранных по всей Европе, что представляло еще ту головную боль снабженцам воюющих частей.