Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Спортлото-82» - неудачный фильм с элементами будущего

Кинофильм «Спортлото-82» (1982) ужасающе дурацкий, как и всё, что делается стареющими мэтрами. Леонид Гайдай к началу 1980-х не просто исписался, он творчески потух. К сожалению. Его эпоха — 1960-е — начало 1970-х, а потом он создавал исключительную халтуру, а «Спортлото-82» ещё не самый большой ужас в его послужном списке.

Леонид Иович Гайдай привык быть на пике современности, но не получалось. В «Спортлото-82» совершенно никакой глав-герой — довольно скучный и при том — суетливый парень, из которого авторы тщетно пытались вылепить милашку в духе «нового Шурика».

Потрясающе никакой главный герой. Скриншот.
Потрясающе никакой главный герой. Скриншот.

Зато именно эта кинокартина самым волшебным образом ...опередила время. Не приёмами — они как раз весьма старомодны, а — общим настроем и главное — деталями. Уже в самом начале показывают нестандартную ситуацию...

А именно - рекламу бестселлера-детектива формата покет-бук. Представить себе, что в СССР кто-то будет зазывать к лотку с новым творением некоего популярного автора — невозможно. Да, в серии «Библиотека приключений» выходили и такие книжки...

Такого рода бестселлеров и подобных обложек в СССР не было. Тем более, что автор книги позиционировался не как иностранец, а как местный. Скриншот.
Такого рода бестселлеров и подобных обложек в СССР не было. Тем более, что автор книги позиционировался не как иностранец, а как местный. Скриншот.

Конечно, было много любителей жанра и мода на книги напоминала поветрия - «вся Москва» могла читать одну книгу и потом горячо обсуждать. Однако выглядело это много иначе. Какие лотки? Какие зазывалы? Какая реклама?

И весьма странная обложка. Всё это напоминает пародию на западный стиль продаж и буржуйский вариант ажиотажа вокруг попсового детектива. Или ...на 1990-е годы, когда всё примерно так и выглядело, включая забавное название книжки «Смертельное убийство».

Парочка спекулянтов выглядит, как дуэт кооператоров или бизнесменов из 1990-х. Скриншот.
Парочка спекулянтов выглядит, как дуэт кооператоров или бизнесменов из 1990-х. Скриншот.

Далее — парочка дельцов, продающих апельсинчики-витаминчики по странной цене. Этакие кооператоры-предприниматели конца 1980-х — начала 1990-х в футболках с иностранными логотипами, дурацкими шутками и дебильными «премудростями».

Дуэт Пуговкин-Кокшенов изображают именно тех, кого они беспрестанно играли после 1989 года, особенно Кокшенов. Типичный поздне-перестроечный тип жулика под вывеской бизнесмена.

Погоня за выигрышным билетом здесь напоминает пародию на западные сюжеты. Скриншот.
Погоня за выигрышным билетом здесь напоминает пародию на западные сюжеты. Скриншот.

Ещё один атрибут ближайшего будущего — деньги, как смысл и точка сборки всего повествования. Безусловно, фильмы о выигрышах — не новинка, а «Зигзаг удачи» в этом смысле даже покруче будет, но в «Спортлото-82» есть нюанс — тут погоня за выигрышным билетом опять же напоминает пародию на западные сюжеты.

Да и явные жулики, точнее — спекулянты, как их тогда называли, показаны с некоторой лёгкой симпатией, как если бы всё это «предпринимательство» было уже узаконено. Понятное дело, что все их трюки - из фильмов про Шурика.

Все трюки - из фильмов про Шурика. Скриншот.
Все трюки - из фильмов про Шурика. Скриншот.

Сейчас эту кинокартину смотреть вообще невозможно — даже на волне ретро-ностальгии по советскому синематографу. Тут всё какое-то картонное и натужное; персонажам не веришь, их улыбки — ещё более натянутые, чем у статистов современной рекламы.

Единственные, Пуговкин с Кокшеновым иногда смешат и выглядят живыми, настоящими, хоть и гротескными персонажами. Остальное просто — уныло и бессмысленно. Хотя, в том далёком 1982 году народу более-менее нравилось.

Zina Korzina (c)