Кинофильм «Спортлото-82» (1982) ужасающе дурацкий, как и всё, что делается стареющими мэтрами. Леонид Гайдай к началу 1980-х не просто исписался, он творчески потух. К сожалению. Его эпоха — 1960-е — начало 1970-х, а потом он создавал исключительную халтуру, а «Спортлото-82» ещё не самый большой ужас в его послужном списке.
Леонид Иович Гайдай привык быть на пике современности, но не получалось. В «Спортлото-82» совершенно никакой глав-герой — довольно скучный и при том — суетливый парень, из которого авторы тщетно пытались вылепить милашку в духе «нового Шурика».
Зато именно эта кинокартина самым волшебным образом ...опередила время. Не приёмами — они как раз весьма старомодны, а — общим настроем и главное — деталями. Уже в самом начале показывают нестандартную ситуацию...
А именно - рекламу бестселлера-детектива формата покет-бук. Представить себе, что в СССР кто-то будет зазывать к лотку с новым творением некоего популярного автора — невозможно. Да, в серии «Библиотека приключений» выходили и такие книжки...
Конечно, было много любителей жанра и мода на книги напоминала поветрия - «вся Москва» могла читать одну книгу и потом горячо обсуждать. Однако выглядело это много иначе. Какие лотки? Какие зазывалы? Какая реклама?
И весьма странная обложка. Всё это напоминает пародию на западный стиль продаж и буржуйский вариант ажиотажа вокруг попсового детектива. Или ...на 1990-е годы, когда всё примерно так и выглядело, включая забавное название книжки «Смертельное убийство».
Далее — парочка дельцов, продающих апельсинчики-витаминчики по странной цене. Этакие кооператоры-предприниматели конца 1980-х — начала 1990-х в футболках с иностранными логотипами, дурацкими шутками и дебильными «премудростями».
Дуэт Пуговкин-Кокшенов изображают именно тех, кого они беспрестанно играли после 1989 года, особенно Кокшенов. Типичный поздне-перестроечный тип жулика под вывеской бизнесмена.
Ещё один атрибут ближайшего будущего — деньги, как смысл и точка сборки всего повествования. Безусловно, фильмы о выигрышах — не новинка, а «Зигзаг удачи» в этом смысле даже покруче будет, но в «Спортлото-82» есть нюанс — тут погоня за выигрышным билетом опять же напоминает пародию на западные сюжеты.
Да и явные жулики, точнее — спекулянты, как их тогда называли, показаны с некоторой лёгкой симпатией, как если бы всё это «предпринимательство» было уже узаконено. Понятное дело, что все их трюки - из фильмов про Шурика.
Сейчас эту кинокартину смотреть вообще невозможно — даже на волне ретро-ностальгии по советскому синематографу. Тут всё какое-то картонное и натужное; персонажам не веришь, их улыбки — ещё более натянутые, чем у статистов современной рекламы.
Единственные, Пуговкин с Кокшеновым иногда смешат и выглядят живыми, настоящими, хоть и гротескными персонажами. Остальное просто — уныло и бессмысленно. Хотя, в том далёком 1982 году народу более-менее нравилось.
Zina Korzina (c)