Получив приглашение на Языковой форум, проводимый в Москве Федеральным агентством по делам национальностей, решила посмотреть в интернете, куда можно сходить после завершения мероприятия. Оказалось, что Всероссийский музей декоративного искусства в октябре-ноябре представляет персональную выставку Риммы Юсуповой, и название у этой выставки интригующее — «Свечение цвета». Стоило мне написать Римме Хамзаевне в фейсбуке, как тотчас получила приглашение посетить ее выставку.
Увидев старинное здание, я остановилась перед стендом около входа и прочитала о его интересной истории. Оказывается, музей декоративного искусства расположен в «доме Остермана» недалеко от Цветного бульвара. Глядя на здание XVIII века в самом центре столицы, которое пережило пожар 1812 года и революции, я подумала, что, наверное, это была резиденция какого-нибудь видного дворянского рода. Действительно, со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу И.А. Остерману. Здание было национализировано в 1918 году. После Великой Отечественной войны здесь какое-то время размещался Президиум Верховного Совета РФСР и Совет Министров РСФСР. Вот теперь именитый особняк передан музею.
– Римма Хамзаевна, мои небольшие знания в области искусства подсказывают, что в вашей экспозиции представлены работы разных лет…
– Провести персональную выставку, на которой собраны картины разных лет, оказалось непросто. Сегодня эти коммерчески успешные работы находятся в музеях и в личных коллекциях по всему миру. Ведь зачастую ко мне обращаются интерьерные дизайнеры с просьбой подобрать соответствующую работу, чтобы она стала центром оформления интерьера комнаты или пространства.
Одна из ключевых тем во всех представленных работах – это свечение цвета. Все передается через призму света. К примеру, триптих «Утро, день, вечер» отображает три состояния дня. Со студенческих лет я активно путешествовала по стране, рисовала с натуры, с увлечением работала в фондах разных музеев страны, где собирала материал по народному искусству для дальнейшего воплощения в текстильном рисунке.
– Академик Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор Людмила Крамаренко написала о вашем творчестве: «Владение спецификой текстильной палитры позволяет Юсуповой передавать сложные оттенки изображаемых объектов, растительных мотивов, состояний природы, фантастических явлений и наполнять их внутренним смыслом и живым дыханием». Где вы освоили эту технику?
Мое прекрасное образование, богатый творческий опыт, полученный в процессе неустанной художественной деятельности, в дальнейшем дали возможность преподавать в двух вузах — в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана на отделении «Промышленный дизайн» второго высшего образования, где преподавала живопись, и в Московском Государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Для того чтобы поделиться своим профессиональным опытом, я написала пособие по рисунку «Голова человека», разработала и опубликовала Учебно-методические программы по художественным дисциплинам. Написано и опубликовано множество научных статей, а также научная статья в коллективной монографии системы РИНЦ. Сейчас продолжаю обучать студентов-дизайнеров основам живописного мастерства и другим творческим дисциплинам.
– Ваши работы созданы исключительно в технике живописи по натуральному шелку. Все они будто насквозь пронизаны светом и воздухом…
– Мне очень нравится архитектура, пейзаж за окном, а ещё …пионы. Пион – мой самый любимый цветок! Он восхищает и восторгает меня до глубины души! Мой пион должен быть завораживающим, роскошным, обладать сечением, усиливающим его фантастическую красоту цвета и неповторимую пышную форму. В Китае пион — императорский цветок, он является символом души женщины, любви и богатства. Он обладает мощной энергетикой. Когда я творила на шёлке, очень сильно хотелось, чтобы душа светилась. В какой-то степени пион – это мой автопортрет на разных этапах жизни. Женщина-мать, по своей природе, дает силу и энергию всему живому, жизнь всему человечеству. Так вот изображением пиона мне хотелось продемонстрировать олицетворение свечения души матери.
– На получение образования и выборе профессии большое влияние оказывают родители.
Мои родители оба были родом из Пензенской губернии, а мы — их дети -родились в Москве. Несмотря на это, обожаю Пензу. Была очень счастлива, когда меня в 2017 году пригласили показать выставку своих работ в залах одного из лучших музеев России. В этом городе проживает мой двоюродный брат — Почетный гражданин Пензенской области Нариман Альбертович Юсупов.
На мой взгляд, Пенза — один из культурных центров России. Здесь расположено Пензенское художественное училище — одно из старейших художественных учебных заведений страны, основано в 1890 году на средства (свыше 300 тысяч рублей, колоссальные по тем временам деньги!), завещанные пензенским губернатором, генерал-лейтенантом Н.Д. Селиверстовым на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской. Открыто в 1898 году. За сто лет училище окончили свыше пяти тысяч человек. Среди них выдающиеся художники: В.Е. Татлин, А.В. Лентулов, В.Д. Фалилеев, Г.К. Савицкий. До революции учебное заведение носило имя Николая Дмитриевича Селиверстова, а ныне это уже Пензенское художественное училище и музей им. Константина Аполлоновича Савицкого, первого его директора.
С именем художника, Действительным членом Императорской Академии Художеств К.А. Савицкого связан ещё один исторический памятник, расположенный в центре города – это Губернский дом, построенный в 1790 году. В настоящее время здесь располагается один из корпусов Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого. Именно там, в залах Губернского дома, была представлена экспозиция моей персональной выставки. На открытии выставки директор музея К.В. Застрожный отметил, что моя персональная выставка будет проходить одновременно с выставкой «Сальвадор Дали, Марк Шагал. Графика из частных коллекций Германии», картинами из фондов музея Ивана Айвазовского к 200-летию художника и выставкой картин, также из фондов музея, уроженца города Пензы Аристарха Лентулова!
Мой отец, участник Великой Отечественной войны переехал в Москву к брату и сестре в 14 лет. Наших тут много. Здесь проживал мой родной дядя Фуат Шакирович Юсупов, который руководил Московским татарским центром.
– С древних времён татары оставили неизгладимый след в истории Москвы. Историки пишут, что из Замоскворечья начиналась дорога в Золотую Орду. До сих пор о той эпохе напоминают названия двух улиц – Большая и Малая Ордынка. Есть Большие и Малые татарские улицы, Толмачёвский переулок (тылмач – переводчик). По вашим картинам понятно, что у Вас есть своя Москва. Так она и называется эта серия работ: «Моя Москва. Московские окна». Очень похоже, что это взгляд художника из огромных деревянных окон на Москву.
Продолжение читайте на портале magarif-uku.ru