Хотя известно, что чтение имеет ряд когнитивных преимуществ, эмпирические исследования только недавно начали рассматривать возможность того, что то, что читается, также может быть важным для изучения. Художественная литература издается в различных жанрах, которые отличаются как стилем, так и содержанием. Неясно, могут ли эти различия быть связаны с различиями в выгодах для читателей. Недавно ученые задумались, может ли пристрастие человека к определенному литературному жанру быть связано с различиями в читательском восприятии в плане межличностной чувствительности.
Чтение — это процесс, в ходе которого люди активно используют текст для создания смысла. Часто в отчетах об обработке текстов игнорируется тот факт, что контекстуальная информация может играть определенную роль как в процессе, так и в результатах понимания текста. Одним из источников контекста являются литературные жанры.
Литературные жанры состоят из текстов, которые имеют общие черты в отношении использования языка, цели и предназначения коммуникативные и стилистические элементы. Эти жанры обеспечивают рамки, из которых читатели могут извлечь смысл из текста, и эти рамки частично основаны на ожиданиях читателей. Эти ожидания могут повлиять на стратегии читателей по работе с текстом, а также на ожидаемые гедонистические последствия чтения. Хотя теоретические расчеты показывают, что знакомство с различными жанрами литературы может по-разному влиять на читателей, для изучения этой возможности было проведено мало эмпирической исследований.
Повествовательная фантастика охватывает широкий спектр поджанров литературы, различающихся по языку, стилю и содержанию. К ним относятся такие жанры, как романтика, детективы/триллеры, мистика и научная фантастика. Читатели хорошо знакомы с понятием литературных жанров, а также с набором литературных тропов и ожидания, связанные с каждым из них. Это играет важную роль в том, как читатели ищут и выбирают, что читать. Даже не заядлые книголюбы могут достаточно успешно классифицировать книги по жанрам, основываясь исключительно на обложке книги. Эмпирически сложилось единое мнение о том, как читатели воспринимают различные литературные жанры, такие как научная фантастика и фэнтези.
Интересно, что фанаты романтичной литературы во время чтения сосредоточены на эмоциональных аспектах, тогда как поклонники других жанров - на структуре этих романов.
Поскольку каждый жанр художественной литературы, скорее всего, обеспечит отличительные концептуальные рамки, через которые читатели конструируют смысл социального мира, мы ожидаем некоторой вариативности в том, как воздействие каждого жанра влияет на социальную ориентацию читателя. К сожалению, потому что эмпирических данных мало.
Любой жанр, который фокусируется на психологии его персонажей, а также на их характерах, провоцирует в читателях большее проявление чувствительности. В этом случае любовь к такому жанру, как романтика, который почти исключительно ориентирован на межличностные отношения, могла бы быть тесно связана с чувствительностью человека.
Некоторые теоретики однозначно утверждают, что с эмпатией скорее всего связаны именно интригующие и загадочные романы, так как эти жанры призывают читателя делать выводы и контролировать психические состояния персонажей в большей степени, чем другие жанры.
Когда читатели обсуждают свою концептуализацию различных жанров, оказывается, что эти обсуждения часто связаны с эмоциями и другими психическими состояниями в различных жанрах. Это говорит о том, что сопереживание любому жанру повествовательной литературы может быть связано с сопереживанием.
Результаты недавнего исследования показывают, что некоторые жанры художественной литературы, но не все, связаны с улучшенным исполнением заданий по межличностной чувствительности. В частности, романтика была единственным жанром художественной литературы, предсказывающим повышенную межличностную чувствительность после контроля над другими формами экспозиции и различными индивидуальными различиями. Было высказано предположение, что повествовательная фантастика обеспечивает моделирование социальных отношений и взаимодействий, что помогает поддерживать и совершенствовать социальные навыки.
Возможно, романтика — это жанр художественной литературы, в котором сюжет, цели и персонажи повествования могут определяться в первую очередь навигацией и разрешением межличностных взаимодействий и взаимоотношений. Если именно моделирование межличностного опыта в повествовательной литературе лучше всего предсказывает более высокую производительность при выполнении межличностных задач, то, возможно, неудивительно, что воздействие романа - жанра, который фокусируется на межличностных отношениях - наиболее тесно связано с этим улучшением. Примечателен предыдущий вывод о том, что читатели романов ориентируются на эмоциональные аспекты переживания (эмоции персонажей, а также собственные эмоциональные реакции на текст), тогда как читатели романов с меньшей подверженностью к романтическим романам концептуализируют этот жанр применительно к сюжету и структуре повествования.
Может быть, эмоциональные переживания, вызванные романтическими романами, приводят к размышлениям о прошлых отношениях, возможно, побуждая читателей подумать о сложностях в их собственных прошлых романтических отношениях. Такой вдумчивый самоанализ может быть полезен для новых социальных взаимодействий.