Найти в Дзене
Future people

Жанр художественной литературы и прогнозирование чувствительности личности

Хотя известно, что чтение имеет ряд когнитивных преимуществ, эмпирические исследования только недавно начали рассматривать возможность того, что то, что читается, также может быть важным для изучения. Художественная литература издается в различных жанрах, которые отличаются как стилем, так и содержанием. Неясно, могут ли эти различия быть связаны с различиями в выгодах для читателей. Недавно ученые задумались, может ли пристрастие человека к определенному литературному жанру быть связано с различиями в читательском восприятии в плане межличностной чувствительности.

https://unsplash.com/photos/OJZB0VUQKKc
https://unsplash.com/photos/OJZB0VUQKKc

Чтение — это процесс, в ходе которого люди активно используют текст для создания смысла. Часто в отчетах об обработке текстов игнорируется тот факт, что контекстуальная информация может играть определенную роль как в процессе, так и в результатах понимания текста. Одним из источников контекста являются литературные жанры.

Литературные жанры состоят из текстов, которые имеют общие черты в отношении использования языка, цели и предназначения коммуникативные и стилистические элементы. Эти жанры обеспечивают рамки, из которых читатели могут извлечь смысл из текста, и эти рамки частично основаны на ожиданиях читателей. Эти ожидания могут повлиять на стратегии читателей по работе с текстом, а также на ожидаемые гедонистические последствия чтения. Хотя теоретические расчеты показывают, что знакомство с различными жанрами литературы может по-разному влиять на читателей, для изучения этой возможности было проведено мало эмпирической исследований.

Повествовательная фантастика охватывает широкий спектр поджанров литературы, различающихся по языку, стилю и содержанию. К ним относятся такие жанры, как романтика, детективы/триллеры, мистика и научная фантастика. Читатели хорошо знакомы с понятием литературных жанров, а также с набором литературных тропов и ожидания, связанные с каждым из них. Это играет важную роль в том, как читатели ищут и выбирают, что читать. Даже не заядлые книголюбы могут достаточно успешно классифицировать книги по жанрам, основываясь исключительно на обложке книги. Эмпирически сложилось единое мнение о том, как читатели воспринимают различные литературные жанры, такие как научная фантастика и фэнтези.

Интересно, что фанаты романтичной литературы во время чтения сосредоточены на эмоциональных аспектах, тогда как поклонники других жанров - на структуре этих романов.

https://unsplash.com/photos/nbkd_9UpSb0
https://unsplash.com/photos/nbkd_9UpSb0

Поскольку каждый жанр художественной литературы, скорее всего, обеспечит отличительные концептуальные рамки, через которые читатели конструируют смысл социального мира, мы ожидаем некоторой вариативности в том, как воздействие каждого жанра влияет на социальную ориентацию читателя. К сожалению, потому что эмпирических данных мало.

Любой жанр, который фокусируется на психологии его персонажей, а также на их характерах, провоцирует в читателях большее проявление чувствительности. В этом случае любовь к такому жанру, как романтика, который почти исключительно ориентирован на межличностные отношения, могла бы быть тесно связана с чувствительностью человека.

Некоторые теоретики однозначно утверждают, что с эмпатией скорее всего связаны именно интригующие и загадочные романы, так как эти жанры призывают читателя делать выводы и контролировать психические состояния персонажей в большей степени, чем другие жанры.

Когда читатели обсуждают свою концептуализацию различных жанров, оказывается, что эти обсуждения часто связаны с эмоциями и другими психическими состояниями в различных жанрах. Это говорит о том, что сопереживание любому жанру повествовательной литературы может быть связано с сопереживанием.

Результаты недавнего исследования показывают, что некоторые жанры художественной литературы, но не все, связаны с улучшенным исполнением заданий по межличностной чувствительности. В частности, романтика была единственным жанром художественной литературы, предсказывающим повышенную межличностную чувствительность после контроля над другими формами экспозиции и различными индивидуальными различиями. Было высказано предположение, что повествовательная фантастика обеспечивает моделирование социальных отношений и взаимодействий, что помогает поддерживать и совершенствовать социальные навыки.

Возможно, романтика — это жанр художественной литературы, в котором сюжет, цели и персонажи повествования могут определяться в первую очередь навигацией и разрешением межличностных взаимодействий и взаимоотношений. Если именно моделирование межличностного опыта в повествовательной литературе лучше всего предсказывает более высокую производительность при выполнении межличностных задач, то, возможно, неудивительно, что воздействие романа - жанра, который фокусируется на межличностных отношениях - наиболее тесно связано с этим улучшением. Примечателен предыдущий вывод о том, что читатели романов ориентируются на эмоциональные аспекты переживания (эмоции персонажей, а также собственные эмоциональные реакции на текст), тогда как читатели романов с меньшей подверженностью к романтическим романам концептуализируют этот жанр применительно к сюжету и структуре повествования.

https://unsplash.com/photos/AsahNlC0VhQ
https://unsplash.com/photos/AsahNlC0VhQ

Может быть, эмоциональные переживания, вызванные романтическими романами, приводят к размышлениям о прошлых отношениях, возможно, побуждая читателей подумать о сложностях в их собственных прошлых романтических отношениях. Такой вдумчивый самоанализ может быть полезен для новых социальных взаимодействий.