Если вам доводилось бывать на станции метро «Чёрная речка», то вы обязательно проходили по небольшой площади мимо краснокирпичного здания с белыми башенками. Сегодня оно выглядит как новострой, а между тем этому зданию более 150-ти лет и оно имеет свою чудесную, романтическую историю. Но обо всё по порядку.)
Начну свой рассказ с 1743 года. Именно тогда владельцем территории окрест нынешней станции метро «Чёрная речка», стал барон Сергей Строганов. Далее, по праву наследования, земля перешла к сыну Александру, а от него к Павлу, внуку Сергея Строганова.
Граф Павел Александрович был женат на княжне Софье Голицыной, дочери «усатой княгини» Натальи Голицыной (которая стала прообразом главной героини, графини, в повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина).
У Павла и Софьи родились дети, сын и четверо дочерей. Однако юноша погиб в сражении при Краоне, отец сам лично несколько дней искал тело сына на поле боя, и сам же сопроводил его в Россию. После трагедии Строганов погрузился в смертельную меланхолию, потерял интерес к жизни.
У супругов оставались дочери: Наталия, Аглая, Елизавета и Ольга. После смерти родителей, Наталия получила майорат в Перми, Аглая имение в Марьино (Я рассказывал о нём на страницах этого канала), Елизавета получила загородные земли под Петербургом, где сегодня находится станция метро «Чёрная речка», Ольге, судя по всему, отошёл Нижегородский майорат.
Мне показалось уместным объяснить каким образом территория у «Чёрной речки» оказалась в собственности средней дочери – Елизаветы.
1827 году Елизавета вышла замуж за князя Ивана Салтыкова. Получила дачу и 3 млн. рублей в приданое, по распоряжению родителя, как подарок к свадьбе.
Муж Елизаветы, был страстным собирателем оружия. Иван любил доспехи и оружие. Коллекционирование было буквально смыслом его жизни. Салтыков не отличался крепким здоровьем и, к сожалению, очень рано скончался. В 1832 году он был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре.
В память о так рано ушедшем муже, Елизавета решила построить на своих землях загородный особняк и разместить в нём мужнину коллекцию оружия. Для этого готический стиль, запрещённый в Санкт-Петербурге Павлом I, подходил как нельзя лучше. На «загород» это правило не распространялось.
Строительством здания занялся бывший крепостной Голицыных, архитектор Петр Садовников, а отделку фасадов и интерьеров, курировал Гаральд Боссе.
В 1843 году строительство было завершено. Фасад здания выходил на Строгановскую улицу (ныне улица Академика Крылова). Особняк окружили пейзажным парком. Часть которого сохранилась как Строгановский сад. К главному входу ведут ворота, представляющие собой две псевдо-тюдоровские башни с зубцами и бойницами. Они тоже сохранились до наших дней.
На первом этаже дачи, справа от главного входа и находился зал, где хранилась коллекция Ивана Салтыкова. Нижняя часть стен, дверные и оконные проёмы были облицованы дубовыми панелями, сверху покрытыми тканями. Потолок был разделён на квадраты с лепным рисунком в стиле английских замков эпохи Ренессанса. Ещё комнату украшал чудесный камин из розового мрамора и деревянной резьбы. К сегодняшнему дню ничего из этого не сохранилось.
В 1868 году Елизавета Салтыкова скончалась. Дача перешла её единственному сыну Николаю, от него внуку Елизаветы – Ивану Салтыкову. В 1916 году Иван Николаевич достиг звания генерал-майора свиты Николая II.
После революции 1917-го года, дача была занята филиалом больницы участников революции. В 1924 году здесь размещалась молочная ферма, в 1930-х годах – начальная школа, после 1935 года – вновь больница, в 1946 году – профилакторий, в 1950-х годах – родильное, а затем туберкулёзное отделение больницы.
При строительстве станции метро «Чёрная речка» в 1979–1980 годах здание использовали как прорабскую. Сооружение наклонного хода метрополитена привело к подвижке и усадке грунтов, из-за чего фундамент особняка сместился и перекосился.
Что делать с разрушающимся дачей, никто не знал. После окончания строительства метро здание оставили открытым, поэтому позднее отсюда исчезли остатки паркета, элементов декора, каминов.
Зимой 1980-х годов дача сгорела. Горела она и в 1970-х годах: это понятно по кадрам одного из эпизодов фильма о Шерлоке Холмсе «Кровавая надпись», который снимали здесь в 1979 году.
Указом президента РФ от 20 февраля 1995 года здание дачи Салтыковой, было включено в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения».
До 1996-го велось восстановление особняка компанией «Бурда моден Петербург», которая победила в конкурсе и получила его в аренду.
Интерьеры были частично воссозданы по сохранившимся фрагментам и чертежам. От прежнего убранства остались лишь отреставрированные плафоны потолков первого этажа.
Въездные ворота тоже отремонтировали. Под ними теперь находится подземный пешеходный перевод. Ограду вокруг дачи сделали выше. После реставрации компания открыла в особняке своё представительство и магазин-салон, а в 2007 году вовсе выкупила здание.
Сейчас бывшую дачу Салтыковой занимают магазины и пекарня.