Казалось бы, карандаш — это первое, чем пробуют рисовать начинающие. Если же разобраться в особенностях этой техники рисования и цветовыми возможностями карандашей, то станет очевидно, что карандаш подходит не только для создания набросков.
Графитный карандаш
Такие карандаши обладают приятным сероватым тоном и легким блеском. Главным отличительным свойством художественного карандаша от обычного является его мягкость, так как она позволяет создавать переходы оттенков в рисунке. Лучшими для работы считаются карандаши из графита с номером твердости от 1 до 6В. Например, в черном это карандаш «негро» — мягкий, дающий очень насыщенный цвет с приятным бархатистым тоном:
Не стоит недооценивать графитовый карандаш как вид художественной техники. Например, фотореалистичные работы южно-африканского художника Jono Dry полностью выполнены графитом на бумаге или доске. Именно благодаря этой технике Джоно добился сложной текстуры и невероятно точных деталей, которые раскрывают одновременно хрупкость и силу изображаемых объектов:
Цветные карандаши
Часто используются для создания гиперреалистичных портретов, например, когда нужно скрупулезно проработать мелкие детали: глаза, волосы, капилляры на коже.
Цветные карандаши позволяют добиться максимальной четкости изображения, так как цвета не перетекают друг в друга, а наслаиваются. По этой же причине они не особо подходят для абстракций, а скорее создают реалистичный или декоративный образ:
С помощью цветных карандашей можно создавать и поэтичные рисунки:
Цветные карандаши хорошо дополняются акварелью, которая добавляет недостающей прозрачности и хрупкости рисунку:
Художница Molly Brose создает акварельные рисунки, которые разбавляет пастелью, цветными карандашами, углем, графитом и восковыми карандашами. По ее словам, ее картины относятся к экспрессивному реализму: детальная прорисовка людей и объектов на фоне расплывчатого заднего плана:
Итальянский рисунок
Это техника рисования тремя материалами: углем, сангиной и мелом. Их можно назвать предками современного карандаша. Итальянский рисунок зародился в Италии в эпоху Возрождения и использовался в качестве набросков к будущей работе, чтобы разобраться с тоном и композицией. В таком рисунке сочетаются три контрастных цвета: белый (мел), чёрный (уголь) и рыжий (сангина), а общий тон задает специальная крафтовая бумага с серо-желтым оттенком. Уголь и мел расставляют тени и свет на рисунке, сангина дает натуральный оттенок, а тонированная бумага делает набросок более живым и теплым.
Такая техника хорошо подходит для изображения природы, животных и человека, особенно портретов и обнаженного тела, так как сангина отлично передает естественный цвет кожи:
Благодаря своей способности минимальными средствами передавать форму и объем объекта, а также мягкие переходы тона, итальянский рисунок пользуется популярностью и сегодня, особенно среди начинающих художников.
О какой технике вам было бы интересно узнать? Делитесь в комментариях
Текст: Валерия Маркова
Больше об искусстве и картинах:
«О смешанной технике рисования»
«О пастели»