Найти в Дзене
Expert_kadrovik

До введения электронных трудовых книжек чуть больше месяца.

А значит работодателей и работников ждут существенные изменения.

С 1 января 2020 года вступят в действие изменения к Трудовому кодексу, закону об индивидуальном персонифицированном учёте и КоАП.

Статья 65 ТК РФ дополнится возможностью предоставлять при приеме наряду с трудовой книжкой сведения о трудовой деятельности.

Новая статья 66.1 ТК РФ разъясняет, что это за сведения - это информация от ПФР о трудовой деятельности.

Статья 234 ТК РФ будет предусматривать ответственность за задержку не только трудовой книжки, но и сведений о трудовой деятельности, если это помешало новому трудоустройству.

Ключевым фактором становится, что задержка сведений помешала устроится на работу.

Сведения о трудовой деятельности может получить только сам работник

✅в личном кабинете на сайте ПФР

✅через Госуслуги

✅в МФЦ

✅в ПФР на бумажном носителе

Распечатанные сведения заменяют трудовую книжку.

❗ Проверьте заранее, что именно о вас знает ПФР, чтобы не получить неприятные сюрпризы.

Работодатель будет видеть только свою часть стажа. Доступа к полному стажу работника через электронные ресурсы не будет.

С 2020 года вводится ежемесячная отчётность СЗВ-ТД.

Первый отчет за январь 2020 года работодатели должны сдать не позднее 15.02.2020 г.

Вводится также отчёт СЗИ-ТД.

Отличия - в первую входят все работники списком, вторая - сведения по 1 работнику индивидуально.

Ожидается, что флагманские кадровые программы (1С, Босс-кадровик) начнут формировать эту отчётность наряду с другими регламентированными отчётами.

Если вы ведёте кадровый учёт вручную или в самописной программе, заранее позаботьтесь, как вы будете его сдавать.

Компании численностью до 25 чел. смогут подавать сведения на бумажном носителе.

Поступающие на работу впервые в 2020 году смогут выбрать вариант трудовой книжки - электронную или бумажную.

С января 2021 г. такого выбора не будет - у работников, которые ранее не оформляли бумажную трудовую книжку, будут только электронные трудовые.

С 2021 года работодатель должен будет сдавать отчётность на следующий рабочий день после приема или увольнения работника. Под вопросом сроки сдачи отчётности при переводе - ждём финальную версию закона.

С введением электронной трудовой книжки возникают вопросы:

- насколько доступна для работодателя будет информация о госслужбе - обязанность по подаче сведений при приёме бывшего госслужащего никто не снимает

- можно ли будет оценить квалификацию по должностям, где есть квалификационные требования

- нужно ли подавать информацию о смене ФИО

И это только на первый взгляд.

В январе 2020 года работодателям необходимо:

🔹Внести изменения в ПВТР 

🔹Начать уведомлять работников об изменениях ТК и о праве подать заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки.

Уведомления нужно вручить под роспись до 30 июня 2020 г.

Важно - уведомления должны быть именно в бумажном виде и у работодателя должны остаться доказательства того, что это было сделано.

То есть готовим в 2-х экземплярах, на экземпляре работодателя работник должен расписаться.

Работники, не подавшие заявления до 31.12.2020, перейдут на электронные трудовые.

Я рекомендую всем работникам не тянуть с подачей заявления, дабы оно не затерялось в предновогодней суете.

Хотя сейчас поступает информация , что в закон будут внесены поправки и работодатель в любом случае должен будет убедиться, какой вариант выберет работник. Так что опять же ждём финальную версию закона.

В отчёт за январь 2021 нужно будет включить сведения, какой вариант выбрали работники. 

Если работодатель сведения не передал или передал с ошибкой, ПФР вынесет предупреждение.

Пока других санкций не предусмотрено.

Проходила информация , что с 2021 года будут введены штрафы за ошибки или отсутствие отчётности, но пока более точных сведений нет.

ПФР даёт нам год на настройку отчётов и организацию работы в этом направлении.

Открытый вопрос - сдавать ли отчётность, если нет движений персонала. Я рекомендую сдавать нулёвку, если не последуют разъяснения ПФР.

При увольнении же подаём ВСЕ сведения о работнике по данному работодателю, которые не подавали ранее.

Это значит, что все события, внесённые в бумажную трудовую книжку до 2020 года по последнему работодателю нужно будет перенести в электронный вид и сдать в отчёте в ПФР.

Если компания большая и люди работают по долгу - начните это делать заранее. 

В 2021 году у вас будет только 1(!) день на формирование и сдачу отчёта после увольнения работника. 

При больших объемах приёмов/увольнений вы "закопаетесь" в текучке, если не начнёте работы по переносу стажа в вашей компании в электронный вид уже в 2020 году.

Ещё один совет в связи с этим - отсканируйте трудовые книжки, которые будете передавать работникам на руки в 2021 году ☝️

Это поможет вам и корректно сдать отчётность при увольнении работников, принятых до 2020 года, и застрахует работников от потери информации в случае технических сбоев в ПФР.

Конечно же на хранение копий трудовых книжек необходимо взять согласие работников в рамках требований 152-ФЗ.

Вопросов к ПФР в отношении новых требований довольно много - будем ждать разъяснений фонда!