А значит работодателей и работников ждут существенные изменения.
⠀
С 1 января 2020 года вступят в действие изменения к Трудовому кодексу, закону об индивидуальном персонифицированном учёте и КоАП.
Статья 65 ТК РФ дополнится возможностью предоставлять при приеме наряду с трудовой книжкой сведения о трудовой деятельности.
Новая статья 66.1 ТК РФ разъясняет, что это за сведения - это информация от ПФР о трудовой деятельности.
Статья 234 ТК РФ будет предусматривать ответственность за задержку не только трудовой книжки, но и сведений о трудовой деятельности, если это помешало новому трудоустройству.
Ключевым фактором становится, что задержка сведений помешала устроится на работу.
Сведения о трудовой деятельности может получить только сам работник
✅в личном кабинете на сайте ПФР
✅через Госуслуги
✅в МФЦ
✅в ПФР на бумажном носителе
Распечатанные сведения заменяют трудовую книжку.
❗ Проверьте заранее, что именно о вас знает ПФР, чтобы не получить неприятные сюрпризы.
Работодатель будет видеть только свою часть стажа. Доступа к полному стажу работника через электронные ресурсы не будет.
С 2020 года вводится ежемесячная отчётность СЗВ-ТД.
Первый отчет за январь 2020 года работодатели должны сдать не позднее 15.02.2020 г.
Вводится также отчёт СЗИ-ТД.
Отличия - в первую входят все работники списком, вторая - сведения по 1 работнику индивидуально.
Ожидается, что флагманские кадровые программы (1С, Босс-кадровик) начнут формировать эту отчётность наряду с другими регламентированными отчётами.
Если вы ведёте кадровый учёт вручную или в самописной программе, заранее позаботьтесь, как вы будете его сдавать.
Компании численностью до 25 чел. смогут подавать сведения на бумажном носителе.
Поступающие на работу впервые в 2020 году смогут выбрать вариант трудовой книжки - электронную или бумажную.
С января 2021 г. такого выбора не будет - у работников, которые ранее не оформляли бумажную трудовую книжку, будут только электронные трудовые.
С 2021 года работодатель должен будет сдавать отчётность на следующий рабочий день после приема или увольнения работника. Под вопросом сроки сдачи отчётности при переводе - ждём финальную версию закона.
С введением электронной трудовой книжки возникают вопросы:
- насколько доступна для работодателя будет информация о госслужбе - обязанность по подаче сведений при приёме бывшего госслужащего никто не снимает
- можно ли будет оценить квалификацию по должностям, где есть квалификационные требования
- нужно ли подавать информацию о смене ФИО
И это только на первый взгляд.
В январе 2020 года работодателям необходимо:
🔹Внести изменения в ПВТР
🔹Начать уведомлять работников об изменениях ТК и о праве подать заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки.
Уведомления нужно вручить под роспись до 30 июня 2020 г.
Важно - уведомления должны быть именно в бумажном виде и у работодателя должны остаться доказательства того, что это было сделано.
То есть готовим в 2-х экземплярах, на экземпляре работодателя работник должен расписаться.
Работники, не подавшие заявления до 31.12.2020, перейдут на электронные трудовые.
Я рекомендую всем работникам не тянуть с подачей заявления, дабы оно не затерялось в предновогодней суете.
Хотя сейчас поступает информация , что в закон будут внесены поправки и работодатель в любом случае должен будет убедиться, какой вариант выберет работник. Так что опять же ждём финальную версию закона.
В отчёт за январь 2021 нужно будет включить сведения, какой вариант выбрали работники.
⠀
Если работодатель сведения не передал или передал с ошибкой, ПФР вынесет предупреждение.
Пока других санкций не предусмотрено.
Проходила информация , что с 2021 года будут введены штрафы за ошибки или отсутствие отчётности, но пока более точных сведений нет.
ПФР даёт нам год на настройку отчётов и организацию работы в этом направлении.
Открытый вопрос - сдавать ли отчётность, если нет движений персонала. Я рекомендую сдавать нулёвку, если не последуют разъяснения ПФР.
При увольнении же подаём ВСЕ сведения о работнике по данному работодателю, которые не подавали ранее.
Это значит, что все события, внесённые в бумажную трудовую книжку до 2020 года по последнему работодателю нужно будет перенести в электронный вид и сдать в отчёте в ПФР.
Если компания большая и люди работают по долгу - начните это делать заранее.
В 2021 году у вас будет только 1(!) день на формирование и сдачу отчёта после увольнения работника.
При больших объемах приёмов/увольнений вы "закопаетесь" в текучке, если не начнёте работы по переносу стажа в вашей компании в электронный вид уже в 2020 году.
Ещё один совет в связи с этим - отсканируйте трудовые книжки, которые будете передавать работникам на руки в 2021 году ☝️
Это поможет вам и корректно сдать отчётность при увольнении работников, принятых до 2020 года, и застрахует работников от потери информации в случае технических сбоев в ПФР.
Конечно же на хранение копий трудовых книжек необходимо взять согласие работников в рамках требований 152-ФЗ.
Вопросов к ПФР в отношении новых требований довольно много - будем ждать разъяснений фонда!