Я был обречен на то чтобы стать альпинистом. Родители — альпинисты и туристы. Любимыми игрушками в детстве были карабины, жумары и прочие железки.
Где этому научиться? Если речь просто о навыках обращения со снаряжением, привычке к высоте и т. п., то подойдет любой турклуб, где есть толковые горные туристы. Если же о спортивном альпинизме конкретно, то в крупных городах остались альпклубы при учебных заведениях. В провинции с этим гораздо хуже, но там кое-где есть клубы при местных федерациях альпинизма и скалолазания. Отдельная песня — коммерческие структуры, которые называют себя альпклубами, но туда новичку обычно лучше не соваться.
Если вариант с клубами не прокатывает, есть круглогодично работающие в горах альплагеря. На безрыбье можно поехать сразу туда, обрасти знакомствами и разобраться что к чему. Но лучше, конечно, начать готовиться в городе.
Нужна ли альпинисту физическая подготовка? Конечно. Но спецназовцем быть необязательно. Это, скорее, даже осложняет задачу. Для начала хватит и уровня «хорошиста» по физкультуре в школе. А если к понятию «альпинизм» подойти шире, чем просто к спорту, и позволить себе ходить в удовольствие на несложные вершины, то при грамотном подходе не нужно и этого. В общем, главное — мозги, а над остальным можно подумать.
С чего начать ? С людей. Найти тех, кто в этом разбирается, и думать уже вместе с ними, исходя из своих возможностей. Просто так, наобум, в современном альпинизме шишек можно набить таких, что хватит на всю жизнь.
Какие самые распространенные ошибки новичков? Однозначно не скажу. Восхождения в горах — процесс достаточно сложный, начиная уже с подготовки в городе. Поэтому все косячат на свой лад. Кто-то неправильно тренируется, кто-то приезжает в горы в джинсах и городских туфлях, кто-то тяжело соображает технически, а кто-то просто мудак и уверен в том, что круче него только яйца. В любом случае, сначала ошибаются все. А чтобы последствия были не фатальны, опытные люди и нужны.
Какие из ошибок могут быть фатальными? На самом деле, к фатальным последствиям редко приводит какая-то одна, конкретная ошибка. Обычно несчастный случай — это цепочка ошибок с примесью случайности.
Бывает всякое. Но если соблюдать технику безопасности (для начала ее неплохо бы знать), то без вмешательства стихии это маловероятно. Это если речь о новичках. Если о сложных восхождениях или соревнованиях, то там расклад другой. Иногда люди сознательно идут на риск даже всей группой ради каких-то своих принципов или скорости. Хотя факторы, которые принято называть «человеческим» или «непреодолимой силой», тоже никто не отменял.
Что насчет взаимоотношений между людьми в горах? Часто говорят, что мораль в горах отличается от морали «на земле». Речь идет о широко известных случаях оставления раненых или ослабленных людей в горах. Не могу ответить тут как-то однозначно. У этого вопроса есть много сторон. С одной, самой очевидной, любое замкнутое сообщество отражает тенденции в обществе в целом. Коммерциализация, атомизация и деидеологизация общества на примере альпинистского сообщества видны очень хорошо.
Что касается лично меня, то я человек старой школы. И мое поведение хорошо описывается фразой одного очень сильного альпиниста: «Ни одна гора не стоит даже сломанного ногтя человека». И дело тут не в моих моральных качествах, а в банальном прагматизме. Сегодня помогу я, завтра помогут мне. И, в принципе, на практике, так оно и оказывается.
Правдиво ли мнение, что Эверест — мечта каждого альпиниста? Если буквально, то нет, не каждого. Потому что мотивы у людей в горах бывают очень разными. Но большинство, безусловно, хочет. Хотя современная коммерциализация популярных гор отталкивает очень многих спортсменов. Многие, у кого есть возможность поехать в Гималаи, предпочтут, скорее, что-то менее знаменитое.
Хотя тут есть и другая причина. Для сильного спортсмена Эверест, как и другие подобные горы, мало интересен, по причине того, что практически все возможные (в пределах разумного) маршруты на гору пройдены. Либо представляют такую сложность, которую группе без серьезной поддержки, в т. ч. от государства, просто не потянуть.
На уровне «большого спорта» борьба идет за первовосхождения на вершины и первопрохождения более сложных маршрутов на уже пройденные горы. Сам по себе факт, что «я был на Эвересте» уже мало кого удивляет.
Хотя безопасность эвереста это работа маркетологов - безопаснее гора не стала. На самом деле, кислород и два шерпа на клиента имеют обратную сторону. Как результат — рекорд по убийствам Эверест обновляет буквально каждый год.
Встречался ли я на своем веку со смертью? Непосредственным свидетелем, по крайней мере, в горах — не был. Но «двухсотых» пару раз таскал.
Например, группа «старых зубров» в возрасте решила тряхнуть стариной. В итоге вышли на закрытый ледник и один из них провалился в трещину. Снаряжения у них было мало, да и сам дяденька был не пушинка. Поэтому спасти его не успели.
Меня привлекли уже на этапе транспортировки, т. е. я видел только акью (сани для транспортировки пострадавших) со свертком.
Были ли забавные случаи? Вспоминается, как однажды мне пришлось придерживать напарника, пока он справляет большую нужду. Мы вечером обожрались, а когда утром пошли на гору, ему приспичило в очень неудобном месте. Пришлось держать его на самостраховке, чтобы не потерял равновесие, пока портит горный пейзаж прямо с полки в пустоту.