Первое, что слышишь, когда заходишь в церковь Петеркирхе, – орган. Должно быть, кто-то из музыкантов репетирует перед концертом или просто разыгрывается перед вечерней службой в главном зале. Чтобы туда попасть, нужно подняться по высокой винтовой лестнице. Но мы идём другим путём – спускаемся вниз, в катакомбы.
Древесные рисунки
Мы приходим за пару часов до официального открытия выставки работ Сальвадора Дали по мотивам «Божественной комедии» Данте. Внизу железной лестницы нас встречает Артём Суслов, организатор экспозиции и владелец коллекции. В руках у него – красная материя. Он сам подготавливает катакомбы для события: «Проходите. Мы ещё немного не готовы, некоторые работы задержали на российской таможне. У нас тут всё тихо, даже по-домашнему».
Ксилография – это один из первых способов печати. На деревянной доске вырезается изображение, поверх наносится краска, затем на бумаге создаётся оттиск.
– Вот, посмотрите на обратную сторону, – Артём переворачивает одну из работ Дали, ещё не помещённую в рамку, – видите, на ней «рубцы», она шершавая. Бумага под деревом очень жёстко сминается.
Изображение на пластине Дали вырезал собственноручно по карандашным эскизам, написанным им ранее. Также художник сам наносил краску на дерево. Чтобы создать многоцветную картину, отдельно приходится пропечатывать каждый элемент. Для нового цвета нужно изготавливать новую древесную пластину.
– Вот на эту бумагу печатный пресс опускался целых 20 раз, так много здесь оттенков, – говорит Артём, выбрав одно из стопки ещё не развешанных изображений в рамках.
Высоцкий и Дали
О существовании этой коллекции, созданной Дали, искусствоведы и историки узнали недавно. Марина Влади, последняя жена Владимира Высоцкого, выставила её на продажу в 2015 году.
– Высоцкий – один из немногих советских артистов, которые работали за «настоящие» деньги, за капиталистические гонорары. Он не выступал за 15 рублей, как Валентина Толкунова или Иосиф Кобзон. Высоцкого даже заказывали на корпоративы. У него имелась не одна машина. Поэтому средства, чтобы приобрести эти работы Дали, у него были, – объясняет Артём.
У Марины Влади на руках оказались даже документы о купле-продаже коллекции. Они подтверждают, что изображения, действительно, были приобретены до смерти Владимира Высоцкого в 1980 году и принадлежали поэту. Интересно, что за свою жизнь Высоцкий потратился на работы только двух художников – Дали и Шагала. Руководствовался ли он своим чутьём или вкусом жены-француженки, остаётся загадкой.
Маршрутом Данте по катакомбам
Так или иначе, работы сохранены и сейчас в прекрасном состоянии. На каждой ксилографии есть номер, проставленный рукой Дали, как подсказка будущим организаторам выставок.
– Моя задача была только в том, чтобы не мешать Дали. У выставки нет особенного дизайна. Есть только красный цвет: материя и свет от прожекторов, заливающий катакомбы. На мой взгляд, это более ценно, чем любое дизайнерское наполнение, – отмечает Артём.
И всё-таки у экспозиции есть логика. Сначала необходимо пройти по импровизированному алому коридору мимо работ, изображающих страдание душ в чистилище, затем – грешники и бесы в аду. Духи зла у Дали изображены по-разному: от серых неясных сгустков до уродливых зелёных слизней. Мрачные своды древних катакомб и энергетика произведений известного художника делают своё дело: зритель чувствует себя подавленным, даже напуганным.
– Здесь, без эрмитажных очередей, чувствуешь себя один на один с Дали. Я много где видела его работы: и в музее современного искусства «Эрарта», и в главном музее в Испании. Но теперь для меня этот художник открылся с другой стороны. Раньше он для меня был эпатажным, сиюминутным, здесь же видна глубокая душевная работа, как будто я в его мысли посмотрела, – говорит Алёна, одна из первых посетительниц выставки.
Только пройдя мимо этих ксилографий, можно попасть в «рай» почти в прямом смысле этого слова.
– Петеркирхе дала нам для выставки самое святое место, которое есть. Вот та часть, где будут работы, изображающие рай, находится прямо под алтарём. По сути, туда вход воспрещён светским гражданам. Но, увидев ксилографии Дали, работники церкви дали добро, – гордится Артём.
Одними из самых ценных с художественной точки зрения работ в коллекции Артём называет изображения Беатриче, возлюбленной Данте, с которой поэт как раз и встречается в раю. Конечно, реальных изображений Беатриче не существовало, и Дали пришлось создавать этот образ самостоятельно.
Сложность была в том, чтобы нарисовать даже не женщину, а её светлую душу, достойную самого высокого блаженства. Можно сказать, что Беатриче – единственный женский образ в работах Дали, прототипом которого не была его любимая Гала. Художник в этой серии пытается максимально абстрагироваться от себя, не включать свою историю.
– Я в полном восторге, – делится впечатлениями одна из посетителей выставки Валентина. – Я много лет прожила прямо здесь, на Большой Морской улице, но не знала, что у Петеркирхе есть такое арт-пространство. Зашла случайно, хотела попасть на экскурсию в катакомбы. Оказалось, что вход свободный, я прошла. На выставку обязательно вернусь ещё раз, теперь уже с друзьями.
Такая возможность будет не только у Валентины, но и у остальных петербуржцев и гостей города. По словам Артёма, в Северной столице он планирует задержаться до августа. Билеты можно приобрести онлайн или при входе.
Автор: Анастасия Романова
Фото: Софья Сенич