Тяжёлая поступь войны с начала времён отдаётся эхом в шагах человечества. Мир иллюзорен и хрупок. Засыпая в тёплой постели, не стоит забывать: тишина и спокойствие нашего города не означают, что где-то под ударами снарядов не гибнут люди. Неудивительно, что олицетворение войны так многолико. Её изображали и ангелом с пылающим мечом, и горой черепов, и полем, усеянным трупами…
Арт-проект «Бесшумное и беспощадное» (Silent But Violent) лондонской художницы Анны Бёрнс (Anna Burns) и фотографа Майкла Бодиама (Michael Bodiam) — попытка найти новое ёмкое воплощение классического образа.
Безобидные материалы, такие как цветы, фрукты и воздушные шары, в умелых руках превратились в красочную серию скульптур. Пожалуй, никогда прежде символ оружия массового поражения — ядерный гриб — не выглядел столь очаровательно.
При создании фигур Анна и её команда использовали неожиданные сочетания материалов. Например, в основе гриба из воздушных шаров находится стальной каркас. Внушительных размеров конструкцию пришлось соорудить, чтобы потом закрепить на ней каждый шар. Подбором необходимых деталей занимался Майкл. Также он отвечал за то, как в итоге будет выглядеть каждая композиция как в галерее, так и на фотографиях. По его собственным словам, работа над одним снимком занимала примерно сутки.
Проект Silent but Violent, построенный на сочетании несочетаемого, получился неоднозначным. Страх перед апокалипсисом и смертью в нём тесно переплелся с притягательностью ярких образов. По задумке творческого дуэта это олицетворяет непреодолимый интерес человечества к оружию и уничтожению. Нестандартные для изображения войны материалы помогают художникам сформулировать главный вопрос:
«Мы голодны, в восторге или просто под наркозом?»
Майкла Бодиам прокомментировал своё творчество так:
«Снимки должны натолкнуть зрителя на размышления о том, как он сам воспринимает устрашающий образ оружия массового поражения, и о том, как этот образ используется. Какие чувства он у нас вызывает: волнение, восхищение или шок?»
Действительно, что с нами? Когда смертоносные технологии стали для нас обыденностью? Зачем нам война? Мы голодны? Недостаточно обеспечены? Нам вскружили голову возможности и мощь современного оружия? Или мы просто перестали воспринимать это всерьёз? Смерть растиражирована. Она — развлечение, яркая картинка на широком экране. Не здесь, не сейчас, и всегда не с нами.
Инсталляции Анны Бёрнс и Майкла Бодиама призваны сместить фокус и продемонстрировать близость войны, её реальность. Художникам важно было показать, что конфликты нынешнего века – вовсе не развлечение, а нескончаемая и необузданная жажда разрушения, ведущая к глобальной катастрофе.
Творческий дуэт не переоценивает силу своей пацифистской арт-пропаганды. Однажды Майкл заявил:
«Говоря о том, как этот проект может повлиять на восприятие людьми ядерных катастроф, я остаюсь реалистом. Не думаю, что серия из пяти снимков способна изменить коллективное сознание — особенно при таком избытке страшных картин смертей и катастроф, но мы к этому и не стремились. Как я уже говорил, мы хотели заставить зрителя задуматься о своём личном восприятии символов»