Найти тему
Записки пономаря

Мог ли Пилат не распинать Христа?

Доброго дня, друзья мои!

Хотелось бы мне поговорить на одну интересную тему. Образ Пилата в сознании людей - образ противоречивый. И немало этому способствовала литература :"Мастер и Маргарита"

Он вроде бы и злодей, но человек, служащий к исполнению Пророчеств. Вроде как слабовольный , ведомый толпой правитель, но при этом жестокий тиран, убивающий, пришедших на праздник людей , смешивающий их кровь с кровью их жертвенных животных.

Мы видим что он пытается придать суду над Христом вид законности, но (О, противоречие!) НЕЗАКОННО наказывает дважды за одно преступление бичеванием и казнью на кресте. Причем казнит явно невиновного и лицемерно умывает руки.

Многие говорят, что Пилат - это жертва обстоятельств, невиновный потому, что он был лишь орудием казни, уготованной Христу синедрионом.

Знаете, не соглашусь. Вот никак не соглашусь, хоть стреляйте в меня из маузера!

Он мог. Мог пойти против НЕЗАКОННОГО судилища. А трусость и нежелание портить карьеру- ну ни разу не оправдание .

"Да не мог", - скажете вы: "Это система, а человек, хоть прокуратор , хоть палач то или писарь - лишь винтик".

Антонио Чизери Ecce Homo  (Се Человек)
Антонио Чизери Ecce Homo (Се Человек)

Деяния

Книга Деяний святых апостолов приводит неоднократно примеры того, как поступали в подобной ситуации другие представители римской Власти. Сейчас читаю эту книгу, и в очередной раз передо мной встаёт история апостольских путешествий, написанная столь живо, что кажется сам участвуешь в них. Давайте разберем ситуации, в которые попадали апостолы, и как действовали римские чиновники, более смелые и способные, нежели тот Пилат.

Жителям Коринфа проповедует апостол Павел. Иудеи, которые ненавидят проповедь о Христе, нападают на апостола под предлогом того, что апостол еретик. Суть в том же в чем обвиняли Христа.

Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище,
говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас,
но когда идёт спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьёю в этом.
 И прогнал их от судилища.

Вот так. Не хочу слушать про религиозные споры - идите все отсюда. И все. Галлион оказался достаточно авторитетным, а его "цыц" - веским.

Еще один небольшой пример. В Македонии апостолы изгнали из женщины -прорицательницы демона, после чего та осталась без своего дара.У нее были хозяева. Апостолы навредили их бизнесу. Битва экстрасенсов не удалась. Опять , заметьте, мотивация денежная!

Тогда господа её, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

Вот тут мы видим что римская власть сплоховала , и апостоло по безумному обвинению (помогите, хулиганы прорицание украли!) забрали в тюрьму.Но что случилось дальше? Утром горячие полицейские головы остыли.

Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.
Темничный страж объявил о сём Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.
 Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.
И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города.

Другой пример. Апостол Павел проповедует в Эфесе. Его проповедь многих язычников обратила ко Христу. И что же? Все счастливы? Некий ювелир, изготавливающий сувенирные храмы Артемиды понял что "выручка не прет, маржа падает"! Не хотят его поделки брать люди, осознавшие что созданные людьми кумиры - не Боги.

некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,
 собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;

Диму интересуют деньги. А кого они не интересуют (тыкните мне в того бессеребренника пальцем)?

Он устраивает форменный майдан, возбуждая народ против Павла. Не хуже чем первосвященники против Христа.

 Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть [собравшихся] не знали, зачем собрались.
 По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.
 Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
Иван Глазунов "Распни Его"
Иван Глазунов "Распни Его"

Как ведет себя правитель? Он не тащит Павла на голгофу из страха перед толпой. Не разгоняет толпу солдатами.

 Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?
Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.
 А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.

Заметьте смысл риторики- он переводит религиозно окрашенный бунт в правовое русло. Втемяшивает в головы бунтарей очевидные вещи.

 Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.
А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.
Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвинёнными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.
Христос и Каиафа
Христос и Каиафа

Сделал ли Пилат что-то такое? На мой взгляд он лишь придал вид законности расправе над Христом. А в действительности лишь утвердил беззаконное решение Анны и Каиафы.