Найти тему
Parnas on-line gallery

Побывавший среди звезд: неизвестный художник Сергей Стеблин и его инопланетные миры.

Оглавление
Синяя тень. С.Стеблин. 1995 г.
Синяя тень. С.Стеблин. 1995 г.

Общественность неумолима: если художник не вступил в Союз, не примкнул к группе или творческому объединению, может статься, что про него и не узнают вовсе. Еще сложнее тем, кто учился ремеслу сам, не умел себя рекламировать и рано и трагически ушел.

Сергей Стеблин был неизвестным сибирским художником-фантастом, изображавшим невероятные миры, которые после его смерти висели в саунах и тихонечко разлагались. А ведь это был выдающийся художник, глубокий, образованный, утверждающий, что сам космос говорит с ним и нашептывает сюжеты фантастических работ.

Сергей Стеблин
Сергей Стеблин

Сергей был не счастлив в семье. Хотя любил жену и ребенка, лишь с разводом он смог ощутить подлинную творческую свободу. Правда, денег эта свобода ничуть не добавляла. В крохотной комнатке общежития он мало ел, много думал и давал выход энергии в своих картинах-порталах.

Художественная фантазия способна на многое, но миры, созданные Стеблиным выглядят так маняще-реалистичными, что очень легко представить, будто они действительно существуют.

Художник, впрочем, верил в их существование, или шутя или серьезно. Он умер от рака мозга в 41 год. Болезнь либо расширила рамки его восприятия реальности, либо была продолжением мучавшего его вопроса: а что если?...

Песня звезд.1997
Песня звезд.1997

Что интересного в его работах?

В первую очередь, глубина. Почти всегда в его картинах мы видим пейзажи иных миров, редко в них выписан маленький обтекаемый комический кораблик (мозг, транспортирующий его фантазию между воображаемыми параллелями вселенной), еще реже – воодушевленные герои или их следы. Человек обычно изображался Стеблиным таким маленьким, что его едва можно было заметить на картине, он почти терялся в просторе полотна.

Язык изображения у Стеблина лаконичен, он предпочитал минимализм и чистые яркие оттенки, которые ассоциировались у него с околокосмическим пространством: синие, фиолетовые, алые, золотые, черные.

Нас ждут.

Нас ждут. 1995
Нас ждут. 1995

Потрясающая работа под названием «Нас ждут», это спящий кот на крыле космического транспорта. Возле кота – миска, как напоминание о том, что путник не должен терять связь с домом, где всегда найдется тот, кто нуждается в нем.

Хочешь с нами? 1997
Хочешь с нами? 1997

В сюжете картины «Хочешь с нами» воспета мечта уфологов и попаданцев – быть взятым в полет представителями совершенно другого мира, получить возможность расширить горизонт собственных знаний до предела, доступного человеку. Даже сам сюжет, его подача, уже создает предчувствие чего-то захватывающего.

Волшебник. 1993
Волшебник. 1993

Художник не скрывал своего увлечения эзотерикой и фантастикой, даже состоял членом уфологического общества. Свои творческие озарения он приписывал области парапсихологии, утверждая, что его картины цельными образами появляются в голове с заданным сюжетом и колористкой. Ему не нужны были эскизы, он рисовал за один «присест», быстро и жадно. Словно чувствовал, что время его ограничено.

«Откуда я черпаю сюжеты? Мозг, переполненный информацией, продуцирует все эти вещи? Или кто-то «со стороны» мне помогает? Не знаю. Эскизы я никогда не делаю, все картины случаются вдруг – как вспышка молнии, как мгновенное озарение, потом приходят названия. «Лица Атлантиды», «Тот, кто ждёт», «Сплетение дорог»… Иногда я пытаюсь сопротивляться спонтанным названиям, ищу другие, а позже понимаю, что неправ.» Сергей Стеблин о себе / Газета «Российская марка» Российского союза промышленников и предпринимателей, Москва, 1997 г.
Зов Ориона. 1996
Зов Ориона. 1996

Увидеть картины Стеблина вживую практически невозможно. При жизни у художника состоялось всего несколько выставок, после смерти, его работы разошлись по друзьям и осели в частных коллекциях в Сибири.

Для искусства это большое упущение, ведь аудитория не имеет возможности поймать вдохновение от контакта с его творчеством.

Но мы думаем, это важно - хотя бы знать о художнике, писавшем так, словно он сам побывал среди звезд, за пределами нашего мира.