Оглядываясь назад, можно сказать, что это уникальный и самый полезный опыт для всех участников. В этой статье я поделюсь своим опытом, подробно расскажу об особенностях программы и её участниках, а также выделим некоторые из принятых мной эффективных стратегий. При этом надеюсь, что мой опыт поможет разрушить барьеры или опасения, которые могут возникнуть у тренера в работе с глухими детьми.
Для дальнейшего расширения своей программы адаптированного физического воспитания Университет штата Виктория (кампус Footscray Park, Мельбурн, Австралия) искал группу акцизных сообществ, которая не имела возможности играть в теннис. Обсуждения с местными партнерами показали, что местная школа для глухих ребят может приветствовать такую возможность. Последующие обсуждения были проведены с директором школы, который поддержал предложенную программу с распростертыми объятиями!
Восемнадцать студентов третьего курса физкультуры университета штата Виктория записались в 12-недельный адаптированный тренерский отряд для обучения теннису восемнадцати глухих подростков.
Для подготовки к тренерским сессиям студенты Университета Виктории прошли сертификацию (Ориентация к тренерству по теннису в компании) и приняли участие в серии из 12 лекций по целому ряду тем. Темы направлены на обучение лиц с афизическими или умственными недостатками.
Глухие дети (5 мальчиков и 13 девочек), участвовавшие в теннисной программе, были в возрасте от 9 до 13 лет. До введения в действие программы у этих юношей практически не было опыта игры в теннис или он вообще отсутствовал.
Школа предоставила краткую справку о потере слуха у каждого ребенка, а также о любой другой степени инвалидности. Хотя все дети имеют доступ к языку жестов, некоторые из них имеют остаточный слух и так же могут использовать язык жестов.
Школьный учитель посещал еженедельные занятия по теннису. Она имела возможность переводить для группы, когда это требовалось, а также отвечать на любые вопросы о школе и ее учениках.
Формат сессий
Занятия начались с групповой разминки, состоящей из 2-3 игр (например, бирка осьминога, охота за бобовыми мешками и т.д.). Цель заключалась в вовлечении всех, в том числе и тренеров, в процесс движения и взаимодействия. Эти игры рассчитаны примерно на 10-15 минут.
После этих игр тренеры работали один на один с глухим подростком, который был назначен на 1-ю неделю программы. Основания для назначения каждого ребенка конкретному наставнику для проведения серии занятий в соответствии с указаниями школы (школа просила, чтобы учащиеся мужского пола были в паре с инструкторами мужского пола, поскольку в школе не было мужчин, и это создаст потенциальные возможности для мужского ролевого примера).
Индивидуальный тренерский сегмент тренировок рассчитан примерно на 50-60 минут. Содержание каждой сессии определялось по усмотрению индивидуального тренера с учетом способностей, интересов и целей каждого подростка. Каждую неделю тренер составлял план урока, и после каждого занятия проводил оценку его эффективности и недостатков (если это было применимо).
Заседания завершились, когда школьный автобус прибыл в 15 ч. 15 м., чтобы отвезти детей домой. После этого был проведен разбор всех тренеров, в ходе которого они поделились с группой своими проблемами и достижениями в ходе занятий.
Церемония награждения победителей была включена в заключительную сессию 12 недели, когда все дети получили гравированный медальон в знак признания их участия в программе.
Индивидуальный подход
Каждый глухой ребенок отличается по своим способностям к различным формам общения (речь, чтение по губам, письмо и жесты), а также по своим спортивным способностям, целям и интересам. Важно, чтобы тренеры искали эту информацию у школьных учителей, родителей или самого ребенка до или в начале программы. Вооруженные информацией, тренеры имеют прочную основу, как лучше всего начать общение со своим глухим учеником, а также разработать, реализовать и оценить подходящую серию уроков.
Очное общение и личный контакт
Тренер должен быть внимателен к установлению и поддержанию зрительного контакта со слабослышащим ребенком при общении. Даже если тренер просит переводчика расписаться за него. На рассмотрение предлагается несколько сценариев:
- когда есть солнце, убедитесь, что спина глухого ребенка обращена к солнцу, чтобы обеспечить полный обзор тренера, ракетки, мяча и других людей и объектов;
- если вы работаете с группой, подайте сигнал группе для проведения инструктажа и демонстрации;
- если вы хотите привлечь внимание подростка, необходимо направить его лицом к себе, а затем постучать по плечу;
- при разговоре используйте нормальный темп речи с четкими и лаконичными словами
Избегайте криков, так как это может быть истолковано глухим ребенком как гнев тренера. Кроме того, ребята с остаточными слуховыми аппаратами могут быть не в состоянии слышать на этой частоте.
Вывод
Нет сомнений, что наставничество глухих детей представляет собой проблему, но следует помнить, что многие из этих проблем общие для всех ситуаций коучинга. Что уникально в обучении глухих детей, так это набор методов общения, которые могут быть наиболее подходящими, включая язык жестов, чтение по губам и мимирование. Несмотря на это, тренерская работа такова, что принципы тренировки глухих детей соответствуют общим принципам тренировки спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Тщательное планирование и подготовка, общение, развлечение, способность адаптироваться и учитывать все способности, терпение и сопереживание являются показательными элементами для всех хороших тренеров.
Есть надежда, что некоторые из перечисленных предложений помогут тренеру сосредоточиться на развлечениях, способностях и усилиях глухого ребенка, а также на том, чего можно достичь в безопасной обстановке. Опыт работы со школой для глухих детей стал победителем для всех, кто в ней участвовал. Он также может быть вашим, но может потребоваться активный подход для знакомства с теннисом этой конкретной группы игроков, которая до сих пор часто упускалась из виду теннисным сообществом.