Белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества, дошедшие до наших дней, не всегда были белыми.
На фотографиях Ивана Фёдоровича Барщевского (1851 - 1949 гг), который запечатлел тысячи архитектурных памятников, можно увидеть вариант окраски фасадов Дмитриевского собора в 19 веке. Этот памятник архитектуры известен своей белокаменной резьбой на фасаде здания. На чёрно-белой фотографии 1883 года мы видим тёмный фон и белый орнамент. Какой цвет скрывает тёмный фон?
А фотограф В.И.Коренев, имевший фотоателье близ Золотых Ворот во Владимире, на Большой Московской улице, запечатлел части соборного фасада в период 1890 - 1905 гг. с белым фоном и тёмным орнаментом.
Историк русской архитектуры и градостроительства, архитектор, художник, реставратор и поэт Михаил Петрович Кудрявцев (12 августа 1938 — 2 февраля 1993) изучал вопросы символики древнерусской архитектуры в свете высокодуховной жизни Руси.
Его видение храмов Владимирского Кремля в 12 веке было намного живописней.
А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены следы многочисленных покрасок. Когда-то (предположительно в 17 столетии) собор был разноцветным. Об этом свидетельствуют найденные следы красной и жёлтой охры. То, что Спас далеко не всегда был белым, уже не гипотеза.
Почему исчезли росписи? Одна из версий - бедственное положение Руси. Но так ли это? Неужели в 12-13 веках люди жили богаче? Другая - высокодуховный уровень предков-русинов, которые строили храмы для Бога, но не для себя. Какие ещё могут быть варианты?
Читайте на канале Архитектура:
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском: открытия 2015 года
Список убийц Андрея Боголюбского на стенах храма
Покров на Нерли: простота или великолепие?
Ставьте палец вверх, чтобы больше видеть подобных материалов.
Делитесь с друзьями в социальных сетях своими интересами.
Подписывайтесь на канал Архитектура.