Хочу рассказать о женщине необыкновенной душевной щедрости, унаследовавшей от отца исключительную отзывчивость и деятельный характер.
Но сначала надо разобраться в родственных связях. А они не простые. В статье о Николае Александровиче Львове я поминал пятерых красавиц,
дочек обер-прокурора Сената Дьякова. Трое младших сделали свояками трёх друзей-литераторов: Львова, Капниста и Державина. Екатерина вышла замуж за графа Якова Фёдоровича Стенбока, бригадира. А самая старшая, Анна, и замужем оказалась раньше всех. Её мужем стал полковник артиллерии (впоследствии генерал-майор) Илья Иванович Березин. Их дочь Надежда родилась в 1776 году.
И около 1795 года она вышла замуж за Фёдора Петровича Львова.
И вот теперь пора разобраться со Львовыми. У капитана Петра Семёновича Львова (ок. 1690-1738) и Пелагеи Ивановны Соймоновой были сыновья Александр Петрович (1723-1769), женатый на Прасковье Фёдоровне Хрипуновой, и Пётр Петрович (1741-1794), женатый на Прасковье Васильевне Львовой (?) А ещё у него была сестра Ефросинья, которая вышла замуж за князя Петра Григорьевича Мышецкого. У Александра Петровича был сын Николай, тот самый энциклопедист, о котором я рассказывал в статье "Мой любимый Львов". А у Петра Петровича был сын Фёдор, за которого и вышла замуж Надежда Ильинична Березина. Значит, Николай Александрович и Фёдор Петрович были двоюродными братьями. А дочь Ефросиньи Мышецкой Авдотья (Евдокия), их двоюродная сестра, вышла замуж за обер-прокурора Сената Алексея Афанасьевича Дьякова. И любимая жена Николая Александровича, с которой он тайно обвенчался, ему не только жена, но и троюродная сестра. Как и остальные её родные сёстры. В том числе и мама Надежды Ильиничны Березиной, вышедшей замуж за двоюродного брата Николая Александровича.
После смерти Николая Александровича Львова (3 января 1804 года) его дети стали жить в доме Гавриила Романовича Державина и его жены Дарьи Алексеевны, ставших их официальными опекунами. Мария Алексеевна ненадолго пережила своего мужа. Головные боли, мучившие её всю жизнь, свели её в могилу. А в 1810 году умирает Надежда Ильинична, родившая своему мужу шестерых сыновей и четырёх дочек.
И вот тут у 22-хлетней Елизаветы Николаевны пробуждается отцовский характер. Она проникается сочувствием к этому одинокому 44-хлетнему мужчине с детьми от пятнадцати до года, она хочет ему помочь, она любит его, она хочет выйти за него замуж. Блажь! - считают опекуны. Эта богатая невеста может составить себе и гораздо лучшую партию. Державины - против! И тогда история повторяется. Елизавета Николаевна делает то, что когда-то сделал её папа. Тайное венчание.
Она выходит замуж за вдовца с десятью детьми. Мало того, она рожает ему ещё шестерых. Мало того, она всех их вырастила, девушек выдала замуж, мужчин поженила. Конечно, ей не приходилось чистить картошку для борща на весь этот колхоз, но ведь и воспитать, совсем не то же, что напитать. Конечно, и мужчина в семейном воспитании абсолютно необходим, но роль женщины особая и незаменимая.
Если у меня есть читательницы, я обращаюсь к ним. Скажите, разве это не подвиг доброты и самоотверженности?