Найти тему

Красивое кинематографическое тело: почему «Мой друг Иван Лапшин» — великий фильм

Подкаст об Алексее Германе, травмах истории и киногении

По случаю повторного проката выдающейся картины Алексея Юрьевича Германа «Мой друг Иван Лапшин» записали с Игорем Кириенковым и Евой Иваниловой подкаст об этой непростой картине, которую обязательно нужно посмотреть всем, кто любит кино — советское да и любое.

Подкаст можно также слушать: в iTunes, вконтакте, в гугл подкастах (а также поддержать на патреоне).

Постарались вторить полифонии германовских фильмов и обсудили:

  • от чьего лица ведется повествование;
  • что пережили и что ждет Лапшина и Ко;
  • как Герман рефлексирует утопическую идею поколения отца и полемизирует с ней;
  • почему здесь так важна фигура Маяковского;
  • литературные и кинематографические ассоциации — Трифонов, Пруст, Михалков (!), Балагов;
  • как перекликаются вымысел и реальность, почему фильм производит впечатление грезы, контузии и реального экспириенса;
  • наконец, сам язык фильмов Германа — «высокую косноязычность» и обилие «случайных», но красноречивых реплик.

P.S. Алексей Юрьевич Герман — выдающийся советский режиссер, умелый рассказчик, автор с неподражаемым стилем, о котором можно говорить долго (о каждом фильме в частности). Для тех, кто хочет познакомиться с его кинематографом, «Мой друг Иван Лапшин» — идеальная точка входа на незнакомую территорию. Следующие картины — «Хрусталев, машину!» (1999) и «Трудно быть Богом» (2013) уже более концентрированные, насыщенные (есть мнение, что пере) кинематографичностью, смыслами и мрачностью. Более ранние — «Седьмой спутник» (1967), «Проверка на дорогах» (1971) и «Двадцать дней без войны» (1976) — по-своему тоже хороши, непросто устроены, но только подбираются к тому, что со временем станет именно германовским стилем — невероятно трудоемким и ни на что не похожим.