969 подписчиков

Почему Стивен Кинг ненавидел "Сияние" Стэнли Кубрика

2,5K прочитали

Фильм Стэнли Кубрика "Сияние" вышел в 1977 году и мгновенно превратился в классику. Многие критики по сей день признают его одним из самых лучших хорроров всех времён и народов, да и зрительская любовь с годами не остывает. В 2018-м картина была внесена в Национальный реестр фильмов США, а на прошлой неделе в прокате стартовал сиквел под названием "Доктор Сон".

Несмотря на повальное расхваливание экранизации, Стивен Кинг с самого начала высказывался о версии Кубрика довольно резко.

Несмотря на повальное расхваливание экранизации, Стивен Кинг с самого начала высказывался о версии Кубрика довольно резко. В многочисленных интервью он поносил фильм на чём свет стоит, пока, наконец, Кубрик не поставил ему ультиматум: либо "король ужасов" воздерживается от дальнейших комментариев, либо не видать ему ремейка, о котором тот мечтал. Телесериал "Сияние", состоящий из трёх эпизодов, увидел-таки свет в 1997 году, а Кинг с тех пор держит язык за зубами и ограничивается общими фразами. Утверждать, что к Кубрику он "потеплел" и мнение своё пересмотрел, было бы ошибкой. В предисловиях к своим романам (хотя бы к тому же "Доктору Сну") он нет-нет да обмолвится критичными замечаниями - впрочем, тему не развивает:

"Сияние" всегда называют одной из самых страшных моих книг. Плюс, конечно, многие вспоминают фильм Стэнли Кубрика, который - по непонятным мне причинам - считается одним из самых страшных хорроров.

Несмотря на повальное расхваливание экранизации, Стивен Кинг с самого начала высказывался о версии Кубрика довольно резко.-2

Чем же так возмутила писателя экранизация своего детища?

1) Сдвиг акцентов: нет темы распада семьи и опасностей алкоголизма.

Роман Стивена Кинга был посвящён, прежде всего, динамике отношений внутри семейства Торренсов. Джек страдал от алкоголизма, но мечтал дать своим близким самое лучшее. Венди любила мужа и поддерживала его, несмотря на все трудности. Маленький Дэн боялся отца, но был сильно привязан к нему. Все радости и горести созависимых отношений прописаны в книге с удивительной точностью, и читателю легко сопереживать героям, легко поставить себя на их место.

В фильме между Венди и Джеком нет и намёка на нежность. Даже в самом начале, когда семья только приезжает в отель, муж и жена не проводят время вместе, не обнимаются, не целуются и не флиртуют друг с другом. Венди только бегает за своим супругом, как надоедливая собачка, и докучает ему бытовыми вопросами. А Джек ведёт себя так, будто жена и сын - бессмысленные "прицепы" к его жизни, и поскорей бы уже от них избавиться (с помощью отеля или без).

Несмотря на повальное расхваливание экранизации, Стивен Кинг с самого начала высказывался о версии Кубрика довольно резко.-3

2) Выбор на роль Джека Николсона.

Джек Торренс авторства Стивена Кинга — это обычный парень: добрый, любящий и работящий, но неудачливый и поддавшийся собственной слабости. Во многом образ "отца семейства" — это автопортрет писателя, так как он и сам страдал от алкоголизма и долгое время не мог пробиться к славе. Он, как никто другой, знал, что такое вымещать зло на близких и причинять им боль, когда, на самом деле, ненавидишь самого себя.

Джек Торренс авторства Стэнли Кубрика — это мужчина, который с самого начала немного не в себе. "Оверлук" становится катализатором, взращивающим его внутренних демонов и развязывающим руки для дурных поступков. Он как бы и не виноват в том, что происходит, ведь он не принимает никаких решений. Просто он псих, а в отеле плохая аура - идеальное комбо для хоррора.

В рамках задумки режиссёра Джек Николсон, конечно, подходит как нельзя лучше. В конце 70-х актёр находился на пике своей славы после того, как по всему миру отгремела экранизация "Полёта над гнездом кукушки" (тоже, кстати, далёкая от первоисточника). В этом фильме он сыграл пациента психиатрической клиники, и потому у многих зрителей априори ассоциировался с эмоционально нездоровым человеком. Именно против этой связи и высказывался Стивен Кинг, считая, что Джека Торренса должен был сыграть более "нейтральный" актёр.

Несмотря на повальное расхваливание экранизации, Стивен Кинг с самого начала высказывался о версии Кубрика довольно резко.-4

3) Образ Венди.

Так же как Джек Торренс списан с самого Кинга, Венди списана с его жены. Это умная и сильная женщина, вынужденная принимать сложные решения. У неё определённо есть характер, она способна постоять за себя и "показать зубы", но также она способна быть нежной и заботливой.

Венди по версии Стэнли Кубрика — это очень типизированная мамаша, беспокоящаяся за своего ребёнка, и крайне покладистая, услужливая жена. Когда её посылают к чёрту, она кивает головой и спрашивает, не принести ли тебе сэндвич, дорогой? Когда её потомству угрожает опасность, она способна запереть любимого муженька в кладовке и огреть его чем-нибудь тяжёленьким по голове.

По словам самого Стивена Кинга:

Она нужна в фильме лишь для того, чтобы кричать и творить глупости, а я писал совершенно о другой женщине.

Несмотря на повальное расхваливание экранизации, Стивен Кинг с самого начала высказывался о версии Кубрика довольно резко.-5

4) Религиозный ужас.

Происходящее в отеле "Оверлук", безусловно, далеко от реальности. Стивен Кинг, как и многие американцы, воспитывался в семье, где верили в Бога, и хотя религиозным писателем его не назовёшь, нельзя отрицать в нём веру в потустороннее. Потустороннее, собственно, и невозможно, если единственная реальность, которую мы принимаем, — это та, которую мы видим собственными глазами и ощущаем другими органами чувств.

По мнению писателя, экранизация Стэнли Кубрика куда более приземлённая и скептическая, чем книга. В фильме не так много мистических моментов, и большая часть напряжения завязана на безумии главного героя, а не на сверхъестественной силе "проклятого места".

Из интервью "короля ужасов":

Ужасы необязательно должны быть связаны с религией, но Кубрик, будучи скептиком до мозга костей, просто не смог ухватить атмосферу нечеловеческого зла, творящегося в отеле "Оверлук".

Несмотря на повальное расхваливание экранизации, Стивен Кинг с самого начала высказывался о версии Кубрика довольно резко.-6

5) Место съёмок.

Отель, который вдохновил писателя на создание "Сияния", располагается в Колорадо и называется The Stanley Hotel. Стэнли Кубрик отказался снимать фильм в этой локации по причине того, что там было недостаточно снега и электроэнергии.

The Stanley Hotel в Колорадо
The Stanley Hotel в Колорадо

Внешний облик "Оверлука" Кубрик позаимствовал у отеля Timberline Lodge в Орегоне.

Timberline Lodge в Орегоне
Timberline Lodge в Орегоне

Внутреннее убранство было скопировано с отеля Ahwahnee Hotel в Калифорнии и воссоздано в студии.

Ahwahnee Hotel в Калифорнии
Ahwahnee Hotel в Калифорнии

Сериал "Сияние" 1997 года снимали в Stanley Hotel, как изначально хотел писатель.

Кадр из сериала "Сияние"
Кадр из сериала "Сияние"

Как видно, у Стивена Кинга было множество причин, чтобы ненавидеть экранизацию Стэнли Кубрика, и каждую из них он отлично обосновал. Тем не менее, зрители (и время) сделали свой выбор, и фильм "Сияние" навсегда вошёл в историю кинематографа. Сложно отрицать, что это яркая и авторская картина, просто она совершенно из другой плоскости, нежели роман. Стивен Кинг и Стэнли Кубрик - оба независимые и смелые творцы, и потому совершенно неудивительно, что никто из них не захотел плясать под дудку другого. "Сияние" - тот редкий случай, когда одна и та же история наполняется чуть ли не полярным содержанием в зависимости от того, кто её рассказывает.

Уважайте себя и смотрите хорошее кино.