В начале января 1938 года школьник из Смоленской области М. Казаков написал письмо Иосифу Сталину, в котором пожаловался на учителя: тот два дня не пускал его в школу. Поводом для наказания стали... ученические тетради.
Эти тетради напечатала Кондровская бумажная фабрика к 100-летию со смерти Александра Пушкина. На обложке одной из них были текст «Песни о вещем Олеге» и иллюстрация к нему, а на другой — иллюстрация и текст вступления к поэме «Руслан и Людмила»: «У Лукоморья дуб зелёный».
Кто-то из соседей Казакова стал говорить, что на обложках тетрадей скрыты призывы к контрреволюции, и Казаков решил рассказать об этом учителю. Но учитель «начал кричать и ругаться», а потом назвал контрреволюционером самого Казакова.
Но когда он на меня начал ругаться, то все заинтересовались, начали говорить и рвать обложки. Мне же сказали, что я, придравшись к невинному рисунку, разнес контрреволюцию. Они не пускали меня два дня в школу, отчего я не успел заучить того, что они прошли.
Мы нашли в интернете фотографии тетрадей, выпущенных к 100-летию со смерти Пушкина, и с напечатанными на обложках текстами «Песни о вещем Олеге» и «Лукоморья». Если в строках о Лукоморье можно предположить призывы к контрреволюции в словах о том, что кот учёный «идёт налево» (?), то в «Песни о вещем Олеге» что-то контрреволюционное в наши дни найти непросто («Волхвы не боятся могучих владык»? «Грядущие годы таятся во мгле»?).
Однако докладная записка, составленная Смоленским обкомом в особый отдел ЦК ВКП(б), подтверждает то, что тетради были «обвинены» в антисоветчине.
Действительно, в Смоленской области, примерно в ноябре месяце, была (пока не установлено кем) пущена провокация о том, что на указанных выше рисунках обложек тетрадей имеются в завуалированной форме контрреволюционные надписи.
Смоленский обком решил уточнить в Главлите, «как быть с этими тетрадями» — на случай, если в стихах Пушкина действительно окажется что-то слишком вольное с идеологической точки зрения. И Главлит тоже перестраховался.
Сначала Главлит сообщил, чтобы продажу этих тетрадей приостановить. Но через несколько дней, а именно 22 декабря 1937 г., Главлит сделал распоряжение о том, чтобы обеспечить беспрепятственную продажу этих тетрадей.
Обвинения в контрреволюционности были сняты со стихов Пушкина, а школьнику Казакову и его учителю «дали устные разъяснения».
Книга «"Проверкой заявления установлено…" : Повседневная жизнь людей в письмах и обращениях к власти. 1930-е годы», где были напечатаны текст письма М. Казакова Сталину и разъяснение из Смоленского обкома, — часть цифровой коллекции «Читай там, где удобно» Национальной электронной библиотеки. Все книги в этой коллекции доступны читателям бесплатно, для чтения необходимо авторизоваться через портал Госуслуги.