Если вы покупаете товар в интернете с доставкой по почте, то явно вы сталкивались с ситуацией, когда одна посылка приехала раньше другой, но при этом первую посылку вы заказали позже:
Вот мы зашли на наш любимый Aliexpress, купили себе там мобильный телефон. И одумались, к нему же еще нужен чехол! И сразу же сделали следующую покупку.
Вроде кажется, что раз сначала заказали телефон, то он и должен придти первым... Но опытные шоперы знают, что это далеко не всегда так!
Давайте в этом разберемся. На первоначальном этапе у нас может быть три разные ситуации:
1) Продавец телефона долго обрабатывал заказ и отправил его, после того как вам выслал другой продавец чехол.
2) Телефон и чехол отправили примерно в одно время.
3) Сначала отправили телефон, а потом чехол. Как мы и предполагаем.
И сначала кажется, что основная причина как раз в первой ситуации: что все продавцы телефонов - долго высылают и поэтому чехол приезжает быстрее. Но давайте не торопится с выводами.
Человеку, который никогда не встречался с логистикой, кажется, что процесс доставки посылок работает по принципу конвейера, то есть: все посылки приходят последовательно.
На самом деле, есть три способа формирования очереди:
- FIFO - первый пришел - первым вышел.
- LIFO - последний пришел - первым вышел.
- По приоритету - все участники ранжируются по какому-то критерию.
Примеры:
- FIFO - очередь из людей в магазине, у врача и т.д.
- LIFO - загружаем автомобиль, а когда разгружаем, сначала достаем то, что ближе к двери.
- По приоритету - в очереди в клуб, сначала проходят люди с билетом VIP серии.
И если рассмотреть процессы работы почты, то можно увидеть, что там встречаются все три способа:
1) Все посылки делятся на разные категории: обычный, ускоренный и EMS.
Но эта не единственная классификация. Представьте себя на месте оператора, который сортирует посылки:
Естественно, в первую очередь вы будете разбирать крупные посылки, чтобы визуально уменьшить объем окружающих вас посылок.
2. Грузовики, очевидно, разгружают по принципу LIFO + крупные посылки достают в первую очередь.
3. Все остальные процессы в основном проходят по принципу конвейера FIFO.
Случайная выборка
Так же, нужно добавить, что все посылки перемещаются в различных контейнерах. Эти контейнеры можно разделить на: самолеты, вагоны поездов, багажное отделение машины, мешок, ящик для посылок и т.д.
И оператор на почте знает только дату формирования контейнера находящегося перед ним. Когда он начинает сортировать посылки он достает их из контейнера в случайном порядке.
И при перемещении по цепочке от продавца к покупателю, посылки все время перемешиваются, и следовательно появляется вариабельность.
Из-за этой вариабельности, какие-то посылки успевают загрузить сразу, а какие-то еще остаются на сортировочном пункте. И чем больше таких сортировок, тем больше разброс времени доставки.
Итог: именно из-за смеси двух факторов: разных типов очередей и случайной выборки оператора и появляется разность доставки по времени.