Найти в Дзене

Словообразование в английском языке. Часть 2

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались о том, что несколько маленьких букв могут повлиять на значение слова? А на самом деле вы пользуетесь этим каждый день. Смотрите: вдохнуть - выдохнуть, нюхать - нюхач, производить - производство. Также и в английском - несколько маленьких букв в начале или в конце слова могут поменять его смысл. Так давайте разбираться, как нам может это помочь побыстрее выучить английский. 

ПРИСТАВКИ

Начнём с приставок. Приставка - это часть слова, которая примыкаем к началу слова. При этом само слово меняет (частично или полностью) значение. Например, в русском языке есть такие приставки, как до- (доделать), в- (вдохнуть), под- (подправить) и др. Давайте смотреть, какие же приставки есть в английском языке и что они обозначают:

  • отрицательные приставки, т.е. такие, которые придают слову противоположное значение:

un-  

unlimited = un (не) + limited (ограниченный) = безграничный 
unhappy = un (не) + happy (счастливый) = несчастный    

dis-  

dislike = dis (не) + like (нравится) = не нравится   disorder = dis (не) + order (порядок) = беспорядок  

in-

это ещё одна “отрицательная” приставка, которая меняется на im- перед буквами b, m, p; на ir- перед r; на il- перед l.  

in- :  incapable = in (не) + capable (способный) = неспособный   invalidate = in (не) + validate (утверждать, т.е. сделать правомерным) =                     аннулировать (т.е. сделать неправомерным)    
im- :  impossible = im (не) + possible (возможный) = невозможный   imbalance = im (не) + balance (баланс) = дисбаланс, нарушение равновесия  
ir- :   irregular = ir (не) + regular (правильный) = неправильный   irresponsible = ir (не) + responsible (ответственный) = безответственный    
il-:   illegal = il (не) + legal (законный) = незаконный   illiteracy = il (не) + literacy (грамотность) = безграмотность    

  • приставка mis-, которая придаёт слову значение “неверный, ложный”. Например: 
misunderstand = mis (неверно) + understand (понимать) = неправильно понять  misprint = mis (неправильно) + print (напечатать) = опечатка

  • приставка re- имеет значение “сделать ещё раз”. Например:
remake = re (заново) + make (делать) = переделать 
reorganization = re (заново) + organization (организация) = реорганизация, перестройка, переделка чего-то, преобразование

  • приставка over- обозначает “чрезмерно”, “сверх”. Например:
oversleep = over (чрезмерно) + sleep (спать) = проспать, т.е. спать дольше положенного  oversupply = over (сверх) + supply (снабжение) = переизбыток, т.е. когда имеется больше, чем нужно или можно продать

  • приставка under- имеет значение “местоположения под чем-то, ниже чего-то  или под кем-то – в значении подчиненности, младшего по званию”. Например: 
underwear = under (расположено под) + wear (одежда) = нижнее бельё under-master = under (находится в подчинении) + master (мастер) = подмастерье, помощник мастера

  • приставка under- также имеет и другое значение: under- указывает на недостаточную степень чего-либо (в противоположность к over-). Например: 
underdeveloped = under (недо-) + developed (развитый) = не(до)развитый

  • приставка co- обозначает “сотрудничество, совместную деятельность”. Например: 
cooperate = co (совместно) + operate (действовать) = сотрудничать co-author = co (совместный) + author (автор) = соавтор

  • приставка ex- имеет значение “бывший”. Например:
ex-president = ex (бывший) + president (президент) = бывший президент
ex-boyfriend = ex (бывший) + boyfriend (молодой человек) = бывший молодой человек

  • приставка pre- означает “до”, “перед”. Например: 
prehistoric = pre (до) + historic (исторический) = доисторический
precaution = pre (заранее, до) + caution (осторожность) = предосторожность

  • приставка post- противоположна pre- и означает “после”. Например: 
postgraduate = post (после) + graduate (выпускник ВУЗа) = аспирант, человек, получающий дальнейшее образование после окончания ВУЗа  postdate = post (после) + date (ставить дату) = датировать более поздним числом

  • приставка en- (которая превращается в em- перед буквами b, m, p) “превращает” предмет/понятие/характеристику в действие. Например: 
enable = en (сделать) + able (способный) = делать способным 
encourage = en (сделать) + courage (мужество, решительность) = ободрить, поддержать

На этом, пожалуй, закончим с приставками. Есть и другие, но они гораздо реже употребляются, чем рассмотренные нами. Так что осваиваем для начала эти приставки и переходим к суффиксам.

СУФФИКСЫ

Суффикс - это часть слова, которая в отличии от приставки добавляется после основной части слова. Например, в русском языке есть такие суффиксы, как -ист (журналист), -ик (столик), -ец (хлебец) и др. Суффиксы также могут не только создавать новые слова, но и менять их изначальные значения. Итак, рассмотрим самые распространённые.

Обозначающие человека, который выполняет определённые действия:

  • -er/-or - служит для обозначения “делателя”, т.е. если прибавить этот суффикс к действию, получится тот, кто это действие выполняет. Например: 
builder = build (строить) + er = строитель  sender = send (отправлять) + er = отправитель

  • -an/-ian - используются для образования профессий и национальностей. Например: 
mathematician - математик (от mathematics - математика) Russian - русский (от Russia - Россия)

  • -ist указывает на профессию, а также приверженца каких-то идей. Например: 
economist - экономист (от economy - экономика)  idealist - идеалист (от ideal - идеальный)  monarchist - монархист, поддерживающий идеи монархии (от monarchy - монархия)

  • -ee - указывает на того, на кого направлено упоминаемое действие. Например: 
employee - сотрудник, тот, кого наняли (от employ - нанимать) trainee - практикант, тот, кого тренируют (от train - тренировать)

  • -ess служит для образования женского рода. Например: 
hostess - хозяйка (от host - хозяин)  actress - актриса (от actor - актёр)

Обозначающие абстрактные понятия:

-ty/-ity: передаёт значение “состояние, положение, качество”. Например: 

serenity = serene (спокойный) + ity = спокойствие  activity = active (активный) + ity = деятельность
safety = safe (безопасный) + ty = безопасность

-ance/-ence/-ancy/-ency: означают делание, состояние, качество. Имеют французское происхождение. Например, performance (представление), pregnancy (беременность), absence (отсутствие), urgency (срочность);

-ion/-tion/-sion: обозначает “делание, состояние или результат”. Например, solution (решение), proportion (пропорция), vision (видение), qualification (квалификация);

-ism: Этот суффикс очень часто используется для образования слов, обозначающих различные направления в искусстве, политике, социальных течениях. Например: socialism (социализм), optimism (оптимизм), tourism (туризм), impressionism (импрессионизм);

-hood: используется в двух случаях: 

  1. Для образования обобщённых понятий, связанных с этапами развития человека. Например: 
childhood = child (ребёнок) + hood = детство neighborhood = neighbor (сосед) + hood = соседство

2. Для передачи качества, состояния. Например: 

sainthood = saint (святой) + hood = святость gentlehood = gentle (любезный) + hood = любезность

-ure: служит для обозначения деятельности человека, делания или результата действия. Этот суффикс пришёл из французского и не только в английский язык. Например: adventure (приключение), culture (культура), procedure (процедура). Многие подобные слова пришли и в русский язык (и даже зачастую английский и русский варианты сходны между собой) и заканчиваются на -(т)ура/-(т)юра. Сравните: figure - фигура, sculpture - скульптура;

-ment: добавляется к слову, обозначающее действие (например, accomplish - завершать, agree - соглашаться), и приобретает смысл самого действия или его результат (accomplishment - завершение, agreement - договор, соглашение);

-ness: обозначает обладание каким-то качеством. Например:

loneliness = lonely (одинокий) + ness = одиночество  redness = red (красный) + ness = краснота. 

Обозначающие характеристику предмета (какой он):

-able/-ible: описывает качества, присущие чему-то/кому-то, или действие, которое может быть выполнимо. Например: 

reliable = rely (положиться) + able = надёжный  changeable = change (менять) + able = переменчивый valuable = value (цена) + able = ценный

-less: обозначает отсутствие. Например: 

homeless = home (дом) + less = бездомный  useless = use (польза) + less = бесполезный

-ous: имеет значение обладать качеством, давать характеристику. Например: 

dangerous = danger (опасность) + ous = опасный  nervous = nerve (нерв) + ous = нервный

-ful: означает наполненность каким-то качеством (от full - полный чем-то). Например: 

beautiful = beauty (красота) + full = красивый, полный красоты
careful = care (забота) + ful = заботливый, полный заботы)

-ish: означает:

1) ослабленную степень качества. Например:

dullish = dull (скучный) + ish = скучноватый reddish = red (красный) + ish = красноватый

2) подобие, похожесть. Например: 

childish = child (ребёнок) + ish = ребячливый, несерьёзный
foolish = fool (дурак) + ish = глупый, дурашливый 

3) принадлежность к стране, национальность. Например:

English (от England (Англия) + ish = английский, англичанин Spanish (Spain (Испания) + ish = испанский, испанец

-y: обычно присоединяется к слову, обозначающему какой-то предмет/понятие и передаёт качества, которым этот предмет/понятие обладает. Например: 

rainy = rain (дождь) + y = дождливый milky = milk (молоко) + y = молочный

-ly: означает:

1) похожесть по внешности, манере, природе. Например: 

friendly = friend (друг) + ly = дружелюбный motherly = mother (мама) + ly = материнский

2) присоединяется к словам, обозначающим время, и имеет значение повторяемости. Например: 

weekly = week (неделя) + ly = еженедельный hourly = hour (час) + ly = ежечасный;

-ic: означает “характеризующийся или относящийся к”. Например: 

historic = history (история) + ic = исторический athletic = athlete (атлет) + ic = атлетичный

-ive: даёт характеристику, описывает качества. Например:

attractive = attract (привлекать) + ive = привлекательный
creative = create (создавать) + ive = креативный

Обозначающие манеру совершения действия (как, каким образом оно происходит):

-ly: 

clearly = clear (ясный, понятный) + ly = ясно, понятно
quickly = quick (быстрый) + ly = быстро  

Обозначающие действие:

-en: используется, чтобы показать, каким способом было оказано воздействие на предмет”. Например: 

soften = soft (мягкий) + en (создавать) = смягчать, делать мягким strengthen = strength (сила) + en (создавать) = усиливать

-ate: означает “превращать, подвергать воздействию”. Например, decorate - украшать, translate - переводить;

-fy: имеет значение “создавать что-либо или приводить в определенное состояние”. Например: 

simplify = simple (простой) + fy = упрощать  terrify = terror (ужас) + fy = ужасать

-ize/-ise: означает “создавать, действовать и обеспечивать”. Например: organize - организовывать, memorize - запоминать.

Остановлюсь на этом. Как и с приставками, есть другие суффиксы, которые также используются в речи, но встречаются гораздо реже. И, как правило, не используются в современном английском для создания новых слов. Итак, мы поговорили отдельно про приставки и про суффиксы. Но также возможно совмещение этих двух способов создания новых слов. Т.е. к слову можно прибавить одновременно и приставку, и суффикс, и получится новое слово. Например: 

unbelievable = un (не) + believe (верить) + able (показывает то, что может быть) = невероятный
disagreement = dis (не) + agree (соглашаться) + ment (показывает результат действия) = несогласие  
rehabilitate = re (снова) + habilit (от ability - способность) + ate (сделать) = реабилитировать, сделать снова способным  

В заключении хочу сказать, что миллионы слов можно сложить (как пазл) с помощью приставок и суффиксов. А зная их значения, вам не придётся каждый раз лезть в словарь, чтобы понять смысл слова. Это действительно удобно! Ну и чтобы проверить это, предлагаю выполнить задание на закрепление.

Задание на закрепление    

Пользуясь материалами статьи, догадайтесь, что означают следующие слова. Оставляйте свои ответы в комментариях.

1. polite (вежливый) - impolite ____________

2. balance (баланс) - imbalance ____________

3. usual (обычный) - unusual ____________

4. pleasant (приятный) - unpleasant ____________

5. weight (вес) - overweight ____________

6. ground (земля) - underground ____________

7. war (война) - post-war ____________

8. pay (оплата) - prepay ____________

9. steward (стюард) - stewardess ____________ 

10. tolerate (терпеть) - tolerance ____________

11. mother (мама) - motherhood ____________

12. help (помощь) - helpless ____________

13. harm (вред) - harmless ____________

14. symbol (символ) - symbolize ____________

15. note (заметка) - notify ____________

16. sharp (острый) - sharpen ____________

17. simple (простой) - simply ____________

18. success (успех) - unsuccessful ____________

19. honest (честный) - dishonestly ____________

20. optimist (оптимист) - over-optimistic ____________