К началу 20-го века внешнеполитическое положение России было довольно сложно. Рост угроз со стороны Германии и Англии требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. В 1895г. Император Николай Второй принял решение усилить балтийский флот современными кораблями с водоизмещением более 6000 тон.
В 1896 г. комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера 1 ранга. В основном это была калька с английского крейсера HMC Talbot .Из одиннадцати предложенных вариантов наименовании Император выбрал «Аврору» в честь римской богини зари. Стапельные работы были начаты осенью 1897г. Корпус спустили на воду в 1900г. в присутствии царя и его жены Марии Федоровны. Потом установили оборудование и вооружение.
Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую). Наружная стальная обшивка имела длину 6.4м и толщину до 16мм и крепилась двумя рядами заклёпок. В наиболее уязвимых местах толщина бронирования достигало 38мм.
Котельная установка состояло из 24 котлов, и были расположены в трёх отсеках. В корабельных цистернах содержалось 332т пресной воды. Уголь размещался в 32 ямах и его запас составлял 940 тон.
Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа(20 офицеров и 550 кондукторов).
Основное вооружение крейсера: 8 мощных орудий калибром 152 мм. Боезапас состоял из 14000 снарядов, среди них были фугасные, шрапнельные и бронебойные. Также на корабле было установлено 3 торпедных аппарата, один надводный и три подводных, стрельба производилось сжатым воздухом.
Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также боевыми «фонарями Манжена».
В период Великой Отечественной Войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. Сейчас корабль продолжает службу в качестве учебного судна и музея, став на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге.