Найти тему
Сталкер

5 лучших российских сериалов-экранизаций русской классики

Оглавление

Сравнивать современные экранизации наших классических произведений с замечательными советскими - дело неблагодарное, бесполезное и ненужное. На мой взгляд, нынешние удачные постановки литературных произведений, которые воспринимаются нами уже почти как родные и неприкосновенные - просто другие. Прежде всего, в силу отсутствия идеологических препонов и изменившихся, пожалуй - более свободных взглядов режиссёров на них. Пусть они станут в дополнение, а не наперекор старым экранизациям.

Белая гвардия (режиссёр: Сергей Снежкин)

Трудно после прекрасных советских экранизаций "Белой гвардии" Михаила Булгакова - "Бега" и "Дни Турбиных" - поставить что-то достойное им сейчас. Но Сергей Снежкин взглянул на роман культового писателя по иному, добавил чувства, расставил другие акценты. И получилась экранизация не лучше и не хуже старых. Получилась - ещё одна отличная.

Очевидно, что Снежкин вылавливал остатки той, чинно-благородной России и растворял их в нахлынувшем потоке мещанства и хамства сменяющегося миропорядка. Носители чести и достоинства – офицеры, брошенные на произвол судьбы своим трусливым начальством, погибают или исчезают в необозримых просторах страны один за другим, оставляя нас наедине с грядущим хамом. Белая гвардия, олицетворяющая собой старую Россию, противостоит в фильме в основном фашиствующим товарищам-петлюровцам, но и большевицкая составляющая нового мира обозначена довольно чётко и символично – отряд красноармейцев, входящий в город расстреливает крест на памятнике Святому Владимиру (образ уничтожения Святой Руси) и заодно пуляет в сторону Алексея Турбина (скоро придёт час и «бывшим»). Персонаж Бондарчука, прозорливо переметнувшийся к большевикам – очевидно, тип будущего удачно пристроившегося циничного и матёрого партийного работника, умело ломающего хребет «врагам народа».

-2

Актёрская игра практически всех, по-моему, выше всяких похвал. Особо отметил бы Раппопорт, Пореченкова и Гармаша. Сыграно мастеровито, с душой, в лучших традициях старых советских гигантов, театрально ярко, временами даже с куражом. Целый сонм эпизодических удач, созданных малоизвестными артистами с удивительно смешными, типажными физиономиями. Вообще, видно, что режиссёр старался не только следовать повествованию, но делать отдельные куски выпуклыми, почти фарсовыми.

-3

Понравилось настроение картины, поддерживаемое хорошей, достаточно глубокой музыкой с преобладающей атмосферой тревоги. Точнее - тонкие переходы тональности ленты от иронии к драматичности, от комедийных моментов к трагичным.

На протяжении всего фильма чувствуются эмоции режиссёра, передающиеся и нам. Моменты проявления достоинства, чести, благородного воспитания, мужества зримо подчёркиваются. Мерзость и звериная жестокость, в свою очередь, вызывают отвращение и внутреннее негодование. Петлюровского полковника в исполнении Гармаша хочется убить, совсем как Алексею Турбину.

Бесы (режиссёр: Владимир Хотиненко)

Многострадальный роман Достоевского переведён на телеэкран очень хорошим режиссёром Владимиром Хотиненко очень лихо, с каким-то безумием, можно даже сказать - немного бешено. Бешено, как производная от слова бес. Динамично, увлекательно, со множественными флэшбэков (возвратами по времени) и атмосферой фильма ужасов. Действительно, как мы сейчас постоянно наблюдаем в общественной жизни и интернете - люди, одержимые бесами, наводят настоящий ужас. Поэтому отчасти атмосфера хоррора, созданная Хотиненко, как нельзя более точно показывает истинную сущность мира всех этих взбесившихся людишек.

-4

Молодые актёры, в основном и занятые в многосерийном фильме, сыграли тоже как-то по-бесовски и с сумасшедшенкой. С надломом и увлечённо.

-5

В общем, по форме - мини-сериал от беса. Но по сути содержания, и что мне показалось выделено и подчёркнуто - скрыто проповеднически к вере в Бога.

Куприн (режиссёры: Влад Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков)

Здесь - интересная идея объединить рассказы Куприна в нечто единое и задействовать в повествовании самого Александра Ивановича. Объединение-объедение, разделённое на три основные части. Проблема смотрения только в том, что снимали эти три части разные режиссёры. И если из первой части - "Ямы" - получилось довольно стандартное и не так уж захватывающее кино (за исключением линии "Гранатового браслета"), то вторая - "Впотьмах" (режиссёр Эшпай) - это уже что-то из ряда вон выходящее. И по режиссуре, и по актёрской игре - не побоюсь этого слова - нечто выдающееся.

-6

Начало "Впотьмах" размеренное, развитие сюжета спокойное, но постепенно происходящее на экране превращается в какой-то визуально-содержательный вихрь, бешеный водоворот, заканчивающийся падением событий и героев как будто бы в пропасть или засасыванием в омут. Режиссура - изощрённая, персонажи - харизматические, игра артистов - вдохновенная ("Впотьмах" заслуженно получил различные награды на фестивалях).

"Поединок" оказался тоже очень сильной частью сериала. Может, не такой режиссёрско-виртуозной, как "Впотьмах", но ещё более проникновенной, трогательной.

Тихий Дон (режиссёр: Сергей Урсуляк)

Опять же - не надо сравнивать эту экранизацию одного из лучших сериальных режиссёров Сергея Урсуляка со старой советской. Они - абсолютно разные.

-7

Главная заслуга этого "Тихого Дона" - показ людей, быта, событий такими, какими они были и есть. Для этого и приглашаются практически неизвестные никому артисты, не обладающие ни громкими именами, ни титанической харизмой звёзд фильма Герасимова, ни запоминающейся внешностью - качествами, способными очаровывать сами по себе, как в старом отечественном кино. Что конечно вызывает, казалось, праведный гнев почтенной публики: "плохо сыграли", "что за рожи", "раньше снимали лучше"... Но за такой невзрачностью и серостью скрывается огромные сила характера и душа, как оно и есть на самом деле у простого народа. Вот что ценно у Урсуляка.

-8

Спасибо картине за естество, за сопереживание, за не вычурные, спрятанные в глубину чувства главных героев, за снятие наслоившихся десятилетиями фальшивых слоёв краски, за открытие нам фрески, где показан настоящий народ с истинными прекрасами и, одновременно, без всяких трафаретных, надуманных прекрас. На фоне самого грязного в истории России времени.

Анна Каренина (режиссёр: Карен Шахназаров)

По-настоящему художественная восьмисерийка Шахназарова снята в лучших традициях отечественных экранизаций с их размеренным, вдумчивым, тотально сочувствующим, ранимым, тоскливым повествованием. Но и тут режиссёр выделил нечто другое, нежели его предшественники.

-9

Непрерывная, непрекращающаяся боль и глубокая тоска чувствуется в "Анне Карениной" Карена Шахназарова. Это ощущение достигается довольно мрачноватой цветовой гаммой картинки, затемнённостью и затенённостью многих сцен, пугающим антуражем - прежде всего огромными квартирами с бесконечными комнатами, с уходящими в неведомую высоту дверями и потолками, с громоздкой, холодной, надменной мебелью в них, глубокой, чувственной игрой актёров. Показом героев картины, у которых душевные страдания, кажется, не прекращаются никогда... Но, главное - музыкой фильма - отстранённой до потусторонности, таинственной до метафизичности... Больше всего она даёт такой особый эффект ощущения...

-10

И ещё перманентное чувство боли режиссёр усилил построением самого фильма - основополагающее в сюжете действие происходит тридцать лет спустя гибели А.К., на русско-японской войне в армейском госпитале, где встречаются сын Карениных и Вронский. Постоянные крики боли раненых сопровождают нас тут уже впрямую, без всяких метафор...

-11

Шахназаров сосредоточил внимание на трагедии чувств, трагедии жизни чувственных людей, поэтому сюжетной широты и всестороннего разнообразия романа в картине нет. Но можно пахать шире, а можно глубже. Режиссёр выбрал второй путь. К тому же, переживания и умозаключения героев очень сложные, противоречивые, чисто русские - "непонятные".

Смотрите наше кино! Читайте о нём на моём канале.