Найти в Дзене
Жизнь в движении

Как сейчас выглядит заброшенная полвека станция "Восточного Экспресса" в трущобах Ливана?⚡🔥📸

А давайте я расскажу на этот раз еще об одном очень крутом и мало известном месте среди путешественников, которое нашел совершенно случайно?

У меня путешествиях есть огромная страсть не только к изучению государственных границ между странами, но и к железным дорогам, а особенно к старым и заброшенным, ведь они есть настоящие свидетели ушедшей эпохи и всей индустриальной мощи мест, где были когда-то проложены.

Здания  паровозного депо
Здания паровозного депо

Постоянно балансировать в своих желаниях между "заглянуть куда - то, не туда куда надо" и избежать приключений на "пятую точку". Ну и да ладно, не будем о грустном.

В Ливан я попасть хотел очень давно, фантастически интересная страна на Ближнем Востоке в которой есть не только сотни древнейших "развалюшек" еще со времен финикийцев, римлян и византийцев, но и крайне любопытная история развития транспортной сети с конца XIX века до второй половины XX века пока страна не свалилась в 20 летнюю пучину жестокой кровопролитной гражданской войны.

Задние станции Триполи и заросшие вагоны
Задние станции Триполи и заросшие вагоны

Но перед тем как продолжить, небольшой экскурс в историю, а то не многие знают, чем так любопытен Ближний Восток и почему там все "бурлит и кипит" даже спустя почти полтора века.

До конца Первой Мировой Войны, Ливан был частью огромной Османской империи наряду с современной Сирией, Турцией, Палестиной, Израилем и другими Ближневосточными странами.

Иначе говоря, таких стран просто не существовало и своим появлением они обязаны "старушке" Европе, которая буквально разделила Османскую Империи на несколько больших кусков.

Здания бывшего железнодорожного вокзала в Ливанском Триполи
Здания бывшего железнодорожного вокзала в Ливанском Триполи

В конце XIX века, турки решили, наконец, проложить Хиджазскую железную дорогу из Стамбула в Мекку через Дамаск. Так им удобнее было бы добраться до места совершения хаджа.

Про Хиджазскую дорогу я делал несколько публикаций раньше:

Забытая железнодорожная станция на Ближнем Востоке
Почему погибла Хиджазская эелехная дорога на Ближнем Востоке?
Зачем израильтяне уничтожили Хиджазскую железную дорогу?

И как раз для строительства железной дороги проложили ветки Бейрут - Дамаск в 1895 году и Хайфа - Дамаск к 1907 году для более быстрой доставки материалов на строительство Хиджазской дороги

-5

Но сейчас речь пойдет о другой дороге на Ближнем Востоке, которая хоть и была построена рядом, но была частью знаменитой линий "Восточного Экспресса" - Orient Express по которой ходили крутейшие фешенебельные поезда - отели из Парижа в Стамбул.

-6

В 1911 году турки соединили Хомс (печально знаменитый по последним событиям в Сирии) и Триполи однопутной веткой, таким образом получив доступ по железной дороге к еще одному порту на Средиземном море.

А уже из Хомса можно было попасть в Алеппо и Стамбул по ранее построенной железной дороге. Звучит интригующе, неправда ли?

После окончания Первой Мировой и разделения Османской Империи, территория современного Ливана перешла под Французский мандат и французы взяли и соединили Тирполи с Бейрутом. А в 1942 для переброски войск и организации снабжения союзников в Северной Африке французы совместно с британцами у которых был мандат на Палестину, уже соединили Бейрут с Хайфой, открыв сквозное железнодорожное движение из Парижа до Каира через Стамбул.

Интригующе да?

Поворотный круг на станции Триполи 1910 года выпуска
Поворотный круг на станции Триполи 1910 года выпуска

Но этот крутой проект, соединивший Европу и Северную Африку просуществовал всего 6 лет до 1948 года, когда началась первая израильско-арабская война и был образован Израиль.

Участок железной дороги между Хайфой и Бейрутом был навсегда разрушен, как и навсегда закрылась граница между Израилем и Ливаном.

Механизм поворотного круга для паровозов на станции Триполи
Механизм поворотного круга для паровозов на станции Триполи

Но между тем, участок дороги между Бейрутом, Триполи и Хомсом продолжал успешно функционировать вплоть до 1975 года, когда в Ливане началась долгая и разрушительная гражданская война.

На линии трудились все те же древние немецкие, вернее даже прусские, паровозы G7 и G8 class locomotive.

Шесть этих уникальных локомотивов до сих пор ржавеют в полуразрушенном депо станции Триполи и об этом я писал в предыдущем репортаже.

Эти паровозы были выпущены еще в период с 1895 по 1906 год и после 1911 года попали на эту железную дорогу.

Поворотный круг для парвовозов
Поворотный круг для парвовозов

Вместе с этими древними паровозами на ветке бегали французские вагоны, выпущенные в 1950-х годах.

После начала гражданской войны все движение по железным дорогам прекратилось и как оказалось, навсегда.

Внутри паровозного депо с прусскими локомотивами G7 и G8
Внутри паровозного депо с прусскими локомотивами G7 и G8

В середине 1990-х был проект по возобновлению железнодорожного сообщения, но он так и не дошел до реализации. А участок Бейрут - Дамаск полностью был замещен автомобильным сообщением - быстрее и выгоднее.

Постройка железнодорожной станции Триполи
Постройка железнодорожной станции Триполи

Еще один удивительный факт, но с 1911 по 1948 год в Триполи заканчивалась легендарная линия "Восточного Экспресса". Правда пассажирские поезда сюда не доходили из Парижа, но в Алеппо из Триполи поезда ходили.

Обслуживала линию та же самая компания " Orient Express", которая и владела пассажирским поездом "Париж-Стамбул" (Восточный Экспресс).

Бывшие административные здания на станции
Бывшие административные здания на станции

В наши дни, станция затерялась в трущобах арабского городка Триполи, между морским портом и промзоной. Туристическим - это место назвать никак нельзя.

Мало того, что в Триполи туристы бывают редко - город весьма колоритен и очень отличается от Бейрута, но и эта станция известна только в очень узких кругах путешественников.

Следы гражданской войны на зданиях станции Триполи
Следы гражданской войны на зданиях станции Триполи

Именно поэтому, сохранность зданий и техники воистину поражает. Сохранились почти все станционные постройки и весь подвижной состав, который был на станции к началу гражданской войны 1975 года.

На некоторых зданиях до сих пор остались шрамы прошедшей войны - следы попадания снарядов и сколы от пуль

Внутри водонапорной башни
Внутри водонапорной башни

На станции сохранились здания паровозного депо, в одном из них стоят 3 паровоза, здание водонапорной башни, несколько административных зданий, столовая, станционные туалеты, остатки гидравлической колонки, здание пассажирского вокзала и даже немецкий поворотный круг для паровозов.

Водонапорная башня
Водонапорная башня

Станция выглядит каким-то инородным и чужеродным предметом из далекого прошлого в нашем странном настоящем.

С разных сторон виднеются высотки, шумит шоссе, стоит привычный арабский шум и гвалт, но за зарослями тростника скрываются десятки ржавеющих вагонов, древние паровозы и такое же древнее депо.

Здание паровозного депо
Здание паровозного депо

Вот что скажу, мне довелось побывать во многих заброшенных местах с богатой историей, но это место обладает какой-то особенной и странной энергетикой. Даже и не знаю почему.

Словно зачарованный, я несколько часов бродил по станции, пробираясь между паровозами, изучая каждый вагон,заглядывая в каждый забытый богом угол.

-17

Здесь природа медленно и верно захватывает обратно свои пространства. Цепкие кустарники плотно захватили в свои объятия дестяки вагонов-платформ и ржавый немецкий поворотный круг, который судя по табличке был выпущен в далеком 1910 году.

Заросший вагон - платформа
Заросший вагон - платформа

Но особенно интересно, что здесь собрались вагоны разных эпох и производителей - японские цистерны, французские платформы и бельгийские крытые вагоны, от которых остались только одни металлические остовы.

Глядя на все это, меня впечатлило и еще один забавный факт - такое невозможно представить в нашей стране. На наших заповедных магистралях после запустения и консервации объектов, за несколько лет все растаскивается в металлолом подчистую.

Но здесь арабам это не очень интересно, от этого и такая сохранность.

Десятки японских вагонов - платформ 1962 года выпуска
Десятки японских вагонов - платформ 1962 года выпуска

Очень и очень крутое место в таком не совсем туристическом регионе. Если окажетесь в Ливане, обязательно потратьте несколько часов и посетите эту очень фактурную заброшенную станцию, таких мест на нашей планете осталось совсем немного.

Вагоны - цистерны 1981 года выпуска на вечной стоянке
Вагоны - цистерны 1981 года выпуска на вечной стоянке

Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь