Ножевой бой — спорт, миф или система боя?
Рынок боевых искусств
Спрос рождает предложение. Спрос на ножевой бой обусловлен следующими предпосылками:
- Ножевой бой на заре своего возникновения выглядел экзотично. Новое всегда пробуждает повышенный интерес.
- Ножевой бой — это культ ножа. Нож гипнотизирует сознание мужчины, апеллируя к брутальной древности, когда сила и оружие решали всё.
- Ножевой бой — это работа с реальным и наиболее доступным видом холодного оружия, обещающая победу над физически более развитым противником. Приятно чувствовать себя опасным и способным победить дракона.
Всё это привело к созданию целой индустрии на рынке боевых искусств: кто-то тренирует, кто-то организует соревнования, кто-то делает и продаёт ножи, кто-то пишет о них книги и т.д. И вся эта масса людей, являющаяся частью единой огромной индустрии, заинтересована в её развитии, а значит и тиражировании уже ставшими популярных мемов вокруг ножевого боя.
В чём смысл?
Школы ножевого боя — это, по факту, школы ножевого фехтования. Те из них, что апеллируют к турнирной практике, претендуют на вид спорта со всеми вытекающими последствиями. А последствия эти крутятся вокруг массы развивающих человека навыков: координации движений, резкости и пр. В этом и смысл любого вида спорта — развивать физические качества людей через организацию соревновательного и учебного процессов.
Но основная масса практикующих ножевой бой свято верит в его высокий прикладной эффект (как, пожалуй, и основная масса занимающихся боксом или борьбой). Мол, нож — лучшее средство для самообороны: доступное и эффективное. Но так ли это?
Нож — орудие …?
Если мы говорим о самообороне, то её задача — это сохранение жизни защищающегося, а не уничтожение нападающих. Под эту задачу и подбирается средство защиты. В случае с самообороной оно должно обладать высоким останавливающим эффектом. Я поясню.
Когда на охотника бежит медведь, лучше ему быть вооружённым гладкоствольным ружьём, нежели нарезным карабином. С нарезного оружия хорошо отстреливать цель на дистанции, выполняя роль снайпера. В этом случае охотник — это агрессор, а карабин — орудие убийства.
Когда же медведь бежит на охотника, охотник — защищающаяся сторона, а ружьё становится не столько орудием охоты, сколько оружием самообороны. И охотнику уже не так важно убить медведя, как важно остановить его. А убить и остановить — не одно и то же. Потому что зверь, проткнутый насквозь, словно иглой, оболочечной пулей карабина, может получить смертельное ранение, то есть гарантировано умереть, но… Спустя какое-то время. А раненый ружейным свинцом, он получает обширные повреждения и травматический шок, способные остановить его движение.
Так вот у ножа весьма низкий останавливающий эффект. Он — как пуля карабина, легко рассекает и делает дырки. Поэтому с его помощью довольно легко нанести смертельное ранение (что не является задачей самообороны), а вот остановить агрессора ножом довольно сложно. Можно нанести не одну рану, не совместимую с жизнью, но на адреналиновом коктейле нападающий этого и не заметит, орудуя в ответ ножом или битой.
Кстати о бите. Бита ломает кости и сотрясает мозг. А вот это и есть высокий останавливающий эффект, потому что благодаря таким травмам человек оказывается не способным двигаться, независимо от того, чувствует он боль или нет. Но телескопические дубинки в нашей стране признаны холодным оружием и это создаёт большие проблемы для рассмотрения их в качестве концепта самообороны.
Спортивный стереотип
Есть ещё один важный момент, который не позволяет рассматривать современные школы ножевого боя, как прикладные. И этот момент — тактический.
Всё дело в том, что хоть в окопах, хоть на улице, весьма сложно представить себе ситуацию, при которой два мужика полосуют друг друга ножами (в отличие от ситуации, при которой два мужика околачивают друг друга кулаками), соревнуясь в точности и скорости движений. Нож — это орудие убийства вооружённым им человеком безоружного противника. Выходить же «нож на нож» — это гарантировано выходить на «обоюдку». Ради чего?
Ну, и наконец, физиология. Мне дважды доводилось видеть то, что называется поножовщиной. Её отличает высокая эмоциональность — это мощный стресс для всех участников конфликта. В таких драках люди переживают изменённые состояния сознания и подвергают свою психику серьёзной деформации. Ни о какой точной работе ножом (или чем бы то ни было другим) в этой ситуации говорить не приходится. Тут самое важное — не обосраться.
Поэтому, увы. Ножевой бой хорош как спорт, но как искусство самообороны рассматривать его — верх наивности.
Тихое убийство
Именно так называются курсы по владению ножом для диверсантов. Потому что нож — почти идеальное орудие бесшумного уничтожения противника. Но подобные практики мало того, что не доступны широким массам, они ещё и им не нужны.
Получается, что там, где нож действительно незаменим как оружие, действуют законы военного времени. А гражданским для защиты своих интересов рациональнее искать более удобные альтернативы. Но это — тема других статей.
Рудияр
Статьи по теме:
Не смотрите в глаза перед дракой!
Почему в ситуации самообороны вам никто не поможет?
Боевой рыск: состояние абсолютной готовности