Мекка — древний арабский город, куда не может попасть ни один немусульманин. Ну, почти ни один. Андрей Маркелов ради Мекки принял ислам и отправился в паломнический тур. Публикуем его фотографии и краткую версию рассказа о путешествии в закрытый город, куда мы вряд ли когда-нибудь попадем. Полный текст можно почитать на сайте Андрея.
Мекка — древний город в Саудовской Аравии, закрытый для всех немусульман. Никто точно не знает, когда он появился и кем был построен. Посреди Мекки стоит Запретная мечеть, а посреди мечети — Кааба, черный куб со словами Корана по периметру. Это то самое место, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо во время намаза.
Кааба была местом паломничества еще во времена арабского язычества. Потом Мекку захватили мусульмане во главе с пророком Мухаммедом. Вокруг Каабы построили Запретную мечеть, а вход в Мекку со временем закрыли для всех немусульман.
Слово Андрею.
Как немусульманину попасть в Мекку
Для мусульманина есть два способа попасть в Мекку. Нужно либо получить бизнес-визу Саудовской Аравии, либо отправиться в паломничество.
Если читатель — татарин, чеченец или узбек, то у него не будет проблем. Достаточно вписать в графу «религия» слово «ислам». Посольство увидит мусульманскую фамилию и выдаст визу.
Если же у читателя русская, европейская, американская, китайская фамилия, его попросят подтвердить, что он действительно мусульманин. Для этого нужно пойти в мечеть и получить абсурдный документ — справку о принятии ислама.
Чтобы принять ислам, нужно просто прийти в мечеть и попросить об этом дежурного имама. Имам ничего не спросит. Он окинет вас усталым взглядом и попросит сказать шахаду — знаменитую фразу, свидетельство мусульманской веры.
После произнесения последней буквы шахады вы тут же, моментально станете мусульманином и вам простятся все грехи. Даже если вы час назад переехали старушку на грузовике.
На этом всё. Можно покупать паломнический тур и ехать в Мекку. В паломничестве вы 10 дней будете гулять, обедать, спать и жить в одном номере с тремя мусульманами и гидом, одеваться в странную одежду без трусов и молиться пять раз в день, падая лбом об пол.
Паломник не может въехать в запретный город, не пройдя особый ритуал. Мекка окружена системой «пропускных пунктов» — микатов. Это священные места, где предписано совершить особую молитву и войти в состояние духовной чистоты.
Сколь бы долгим ни был путь паломника в Мекку, всю дорогу он должен повторять тальбию — еще одно странное заклинание ислама.
Я шевелю губами в такт, но среди этой безблагодатной пустыни мои мысли заглушает другая молитва. Кашмир. Лед Зеппелин. «Я путешественник среди времен и мест, ищу свой путь туда, откуда я пришел».
Кааба
Вся жизнь Мекки сосредоточена в центре города, где стоит Запретная мечеть. Сейчас это самая большая мечеть в мире, а когда-то она была скромным прямоугольным забором, окружающим Каабу.
— Когда вы откроете глаза и впервые увидите Её, вам захочется плакать. Не держите в себе. Это будет хорошим знаком.
— Открывайте!
Все звуки приглушаются как при погружении под воду. Взгляд cжимается до размеров кинокадра. В глаза бьет светом черный куб.
Вокруг Каабы вот уже полторы тысячи лет, если не больше, непрерывно вращается хоровод паломников. Он начался, еще когда Аравия была языческой, и продолжается до сих пор, в давно уже мусульманской Мекке.
День за днем, круглые сутки тысячи мусульман приезжают в Запретную мечеть, чтобы обойти священную Каабу 7 раз против часовой стрелки. Этот ритуал называется таваф. Он неотъемлемая часть паломничества — хаджа.
Безумные толпы и давка — обычное дело для Мекки. Вокруг Каабы постоянно ходят тысячи человек. При этом в Мекке круглый год стоит невыносимая жара под 50 градусов со стопроцентной влажностью. Белая мраморная плитка, которой выложены полы повсюду в Аравии, перегревается на солнце. На ней можно жарить английскую яичницу с халялем, а ноги она обжигает от одного касания.
Но толпы, вьющиеся вокруг Каабы, заслоняют солнце. Через плотный поток тел, голов и ног солнечные лучи почти не проходят. Плитка под ногами паломников всегда в тени и не успевает нагреться.
Тепловой удар принимает на себя голова и тело. Люди падают в обморок. От солнечного удара, от теплового удара. Паломников не остановить. Обморок — это испытание Аллаха. Смерть во время хаджа — величайший подарок и прямой билет в рай.
Толпа плачет и рыдает. Паломники воют и стонут. Они в сантиметре от Каабы, Божественной Каабы, в сторону которой они молились десятки лет каждый день. Вот же она! С криком и плачем они тянут руки к ней, мечтая хотя бы кончиком пальца дотронутся до ее мантии.
В истерии молитв и счастливого плача никто не замечает, как я снова достаю камеру и делаю снимки, о которых и не мечтал.
С другой стороны Каабы находится полукруглая отгороженная площадка. Внутри этого загона сгусток толпы, где люди падают в молитвах. Полукруглая ограда вокруг загона называется Хатим. Мусульмане верят, что здесь похоронен пророк Исмаил и его жена, поэтому каждый паломник хочет помолиться в Хатиме.
Но маленький загончик Хатима переполнен как утренний вагон на Рижском направлении. Здесь даже ноги некуда поставить, но ведь задача — припасть к земле и молиться!
Черный камень в языческой Аравии был главным идолом, который объединял все арабские племена. После победы ислама камень решено было оставить и вмонтировать в Каабу. Он имел такое великое значение для арабов-многобожников, что остался реликвией и в исламе.
По другую сторону площади, прямо напротив мечети, стоит термитник из небоскребов — иначе его назвать нельзя. Бесформенные гигантские сооружения ступенями ползут к небу, пока не переходят в самую высокую башню. Ее венчают огромные часы и шпиль, на котором установлен полумесяц.
Большая часть этих небоскребов отдана под отели. Номера здесь и так стоят дорого, но во время хаджа цена увеличивается во много раз. Номера в отелях часто выкупают большой группой и спят как в хостеле по 4 человека. Правда, сами номера класса люкс.
Ни один другой город так сильно не похож на муравейник, как Мекка с высоты. Со смотровой площадки я замечаю, что на крыше мечети тоже ходят люди. Значит, туда можно попасть. Я слезаю с небоскреба и иду на поиски секретного прохода.
Когда-то давно мечеть была одноэтажной, а ритуальный обход Каабы можно было совершить только по земле. Затем паломников становилось всё больше, а толпы вокруг Каабы всё гуще. Чтобы избежать давки, власти Мекки построили дополнительные этажи и объявили, что обход по ним тоже засчитывается Аллахом.
Конечно, длина окружности такого обхода в разы больше. Навернуть 7 заветных кругов по расширенному радиусу не каждый сможет. Поэтому в мечеть завезли машинки из картинга. Теперь Каабу можно просто объехать.
Мусульмане во всем мире обязаны молиться пять раз в день. Это делают далеко не все. Но в Саудовской Аравии человек, не падающий пятикратно за день в мольбе Аллаху, — редкое исключение.
Вся Саудовская Аравия молится пять раз в день. Каждый день. Всей страной. Как же заснять молящихся, если самому приходится стоять в их рядах?
Я долго не решался достать камеру во время молитвы, но в предпоследний день путешествия нашел лазейку.
В полдень стоит солнцепек. Жара невероятная, и нет никакой тени. Даже вода зам-зам нагревается в бочках и совсем не освежает. Единицы готовы молиться на крыше до наступления вечера, и даже просто приходить сюда слишком жарко. Это наш шанс.
Руки вскидываются вверх, и, повторяя «Аллаху акбар», миллионы мусульман падают в земном поклоне. И только я сажусь на колени, выхватывая из сумки камеру. Фокус. Кадр.
И лбом в ковер, чтобы никто не заметил.
К завершению
Ни один хаджи не расскажет о том, как устроена Мекка за пределами мечети. Паломники не приезжают с камерами. Путешествие в Мекку — это духовное путешествие. За всю поездку я встретил только одного фрика, который ходил с большой камерой в руках. Все остальные разве что делают селфи с Каабой. Власти Мекки не одобряют даже это.
Первые фотографии нетуристической Мекки можно сделать по пути из отеля к мечети. Уже в ста метрах от религиозного центра город выглядит как строительный объект.
Типичная крупная улица Мекки напоминает Индию. В городе нет пешеходных переходов: ни надземных, ни подземных. Люди переходят дорогу, где захотят. На самих дорогах и разметки-то нет.
Мекка описана в Коране и хадисах как райское место, где растет зеленая трава, деревья и виноград. Это смущает даже самих мусульман. Настоящая Мекка — это город, непригодный для жизни, Аллах его знает как ставший центром ислама.
Автор фотографий Андрей Маркелов / Shutterstock
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать интересные тексты чаще