8 ноября одному из самых знаменитых актеров России исполняется 59 лет.
Обычно поводом подробно поговорить о талантливом человеке становится юбилей. Но, как показала практика, юбилейные фильмы и интервью (как и любые интервью с собой) Меньшиков «режиссирует» сам, легко сворачивая собеседника на те темы, которые актеру интересно обсуждать. Со стороны кажется, что он и свою жизнь проживает исключительно по собственной прихоти: ранний успех, заграничный контракт и самая престижная театральная премия мира, и все это за рубежом в лихие 90-е; одна из первых в стране театральных антреприз, где всегда было дорого-богато и аншлаг. И, наконец, человек, без конца ругавший репертуарный театр, стал руководителем такого театра, как непременно любят подчеркнуть, расположенного в непосредственной близости от Кремля.
Одни Меньшиковым восхищаются, другие уважают, но без восторгов, а кто-то его прямо ненавидит. И при этом почему-то непременно поминает Костика из «Покровских ворот»: дескать, такой был веселый, свой в доску, и так всех обманул.
ВЗЛЕТ НАЯВУ
Первой ролью Меньшикова в кино был вовсе не Костик, а юный партизан в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Картину эту давно забыли, но для Меньшикова она оказалась малым трамплином. Так получилось, что, в отличие от многих его однокурсников по Щепкинскому училищу, Олегу не пришлось «ждать и надеяться».
У Шахбазяна был друг, очень известный советский режиссер Роман Балаян. Узнав о талантливом парне, Балаян позвал Олега в «Полеты во сне и наяву». Главную роль там играл Янковский, но изначально она писалась на Никиту Михалкова. Никита Сергеевич в это время снимал «Родню», ему тоже нужен был способный парень на эпизодическую роль.
КАНКАН В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ
Меж тем продолжалась учеба в «Щепке», которая, как известно, поставляет кадры для Малого театра, отличающегося весьма консервативным стилем. А ведь Меньшиков в детстве мечтал стать артистом оперетты. Еще до школы он начал заниматься скрипкой, потом сел за фортепиано. Педагоги утверждали, что у него абсолютный слух. В школе Олег выступал на концертах, а потом сам начал ставить спектакли, на переменах частенько играл на пианино.
Если уж говорить о театральных вузах, ему бы идеально подошло Щукинское училище с его вахтанговской, «карнавальной» школой. Но так случилось, что в каких-то гостях школьника Олега, развлекавшего собравшихся игрой на разнообразных инструментах, увидел педагог «Щепки», и Олег подал документы туда. Периодически он сотрясал благообразную обстановку училища необычными капустниками, поставил там «Французский вечер», а на дипломном спектакле по довольно грустной пьесе «Без вины виноватые» предложил после обычных поклонов станцевать канкан. И станцевали.
Малый театр в то время возглавлял знаменитый актер Михаил Царев. Он тут же вызвал веселого студента на ковер… и предложил ему распределиться под свое крыло.
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ
В это же время Михаил Козаков снимал свои «Покровские ворота». Все взрослые обитатели коммуналки были найдены и утверждены, не было только Костика. Около 20 молодых актеров не прошли кастинг. И вдруг жена Михаила Михайловича, случайно увидевшая по телевизору «Жду и надеюсь», порекомендовала мужу попробовать Олега Меньшикова.
Как позже рассказывала Татьяна Догилева, она приехала на пробы и была весьма недовольна. К тому времени Догилева была популярной киноартисткой и работала в театре у самого Марка Захарова. Ее уже утвердили на роль «наяды» Светланы, она ждала начала съемок, а тут надо подыграть очередному соискателю. Соискатель не произвел на нее никакого впечатления: невысокий и не модно одетый.
Пробовали сцену, где Светлана приходит в коммуналку к Велюрову. Дверь открывает Костик и, увидев симпатичную девчонку, говорит: «О!». Вот после этого восклицания его и утвердили. Распахнув дверь коммунальной квартиры, Меньшиков словно распахнул себе дверь в большую актерскую жизнь.
После Костика у Меньшикова на самом деле довольно долго не было громкой роли, хотя он сам выбирал, где ему сниматься, и отказывал даже очень маститым режиссерам. Кстати, он не стал одним из «гардемаринов», но Александр Белов в исполнении Сергея Жигунова говорил его голосом.
СПОРТИВНЫЕ СЦЕНЫ 80-Х
В Малом театре Олег прослужил год, а потом ему настала пора идти в армию, и это был счастливый случай, потому что в Малом он мог бы завянуть в ожидании, пока корифеи доверят ему что-то заметное. Талантливых и блатных обычно направляли на службу в Театр Советской армии. Потаскав декорации, сержант Меньшиков начал играть в хороших спектаклях. Роль Буланова для ввода в «Лес» Меньшиков выучил за сутки, и сыграл так, что народная артистка СССР Нина Сазонова, игравшая Гурмыжскую, «утвердила» его своим постоянным партнером. То, как Меньшиков представил Ганечку Иволгина в «Идиоте», театральная Москва вспоминает до сих пор.
В 1985 году знаменитый режиссер Валерий Фокин пришел руководить в Театр им. Ермоловой и стал собирать команду, которая должна была вдохнуть новую жизнь в этот, действительно стоящий впритык к Кремлю, но не самый «центральный», театр Москвы. Меньшиков пришел туда вместе с Татьяной Догилевой, с которой он очень долго дружил после фильма «Покровские ворота». Вместе они играли в одном из лучших спектаклей Фокина – «Спортивные сцены 1981 года», где их старшими партнерами были Татьяна Доронина и Виктор Павлов.
На спектакль спрашивали билеты еще внутри метро, но самому Меньшикову его роль не нравилась категорически, он постепенно понимал: надо что-то менять. Переживал настолько, что тяжело заболел и чуть не умер от перитонита.
После больницы к Фокину он уже не вернулся, зато другой выдающийся режиссер, Петр Фоменко, пригласил Меньшикова играть заглавную роль в спектакле «Калигула».
ЗАПАД – ВОСТОК
Именно в «Калигуле» его увидела английская звезда Ванесса Редгрейв. После этого была работа Меньшикова за границей, та самая заветная премия Лоуренса Оливье – театральный «Оскар». Меньшикова звали в Голливуд, но он не захотел играть бесноватых и бессловесных русских. Вернулся в Россию, но не в репертуарный театр. В антрепризе «Богис» он поставил спектакль «Нижинский», где сыграл главную роль, а потом основал «Театральное товарищество 814».
Параллельно Меньшиков сделал одну за другой выдающиеся роли в кино – «Дюба-Дюба», «Кавказский пленник», «Восток-Запад», «Утомленные солнцем» и многие другие. Кстати: о Меньшикове очень любят сплетничать, и в частности, называть его капризным. А вот режиссер «Кавказского пленника» Сергей Бодров рассказывал, как они жили в ауле, где не было даже водопровода, мылись из кувшинов, спали вповалку. Язвенник Меньшиков ел местную еду, и никто не услышал от него ни слова жалобы. У Режиса Варнье он заучивал ночами монологи на французском, а потом репетировал их и играл так, что французская часть группы «Востока-Запада», включая Катрин Денев, приходила в восторг. Для съемок в «Сибирском цирюльнике» Меньшиков не только худел и тренировался, но и жил три месяца в казарме и маршировал на плацу.
Правда, постоянно находились «ценители», которые смотрели на актера и недоумевали: а где же тот «шампанский» Костик, практически юный Миронов? Да Андрей Миронов полжизни бы отдал за такие роли, хотя он и так отдал.
ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ
Меньшиков стал олицетворением успеха, но абсолютно не советского. Вот если бы он спился или его бы забыли после громкого начала, он был бы желанным персонажем для армии копирайтеров. Его называют везунчиком. Да, без везения в любой профессии тяжело, а в актерской, где бешеная конкуренция, вообще невозможно. Но Меньшиков постоянно впахивал, хотя сам себя всегда называл лентяем. Спектакли его «Театрального товарищества» намеренно громила критика, а зрители не могли достать на них билеты, хотя билеты на спектакли Меньшикова по российским меркам очень дорогие, даже сейчас, когда он играет в государственном театре.
Возможно, приход его в Театр им. Ермоловой – не такое стопроцентное попадание, к которому привык Меньшиков, всегда полагающийся на свою безотказную интуицию. За семь лет он сделал в театре ремонт, там открылся новый зал, в труппе играет немало очень талантливых актеров, в том числе сверхпопулярный Саша Петров. Всем известно, что ермоловцы, вслед за своим руководителем, активно играют в футбол, там выходят симпатичные выпуски «Е-ТВ», но сказать, что Театр им. Ермоловой удивляет громкими именно театральными событиями, все же трудно. Даже рождавшийся три года многократно заявленный «Макбет», который Меньшиков в результате поставил сам, сыграв заглавную роль, сенсацией не стал. Гораздо большей популярностью пользуется «Кино на сцене».
Олег, теперь уже Олег Евгеньевич, все время затевает новые проекты. Не слишком жалующий журналистов Меньшиков решил, видимо показать им, как надо работать, и создал видеожурнал «ОМ». Одной из первых гостей актера стала Алла Пугачева. Вот уж где были те самые «две звезды, две светлых повести». Неслучайно эту, в общем-то, любительскую передачу потом показали по Первому каналу.
…Съемку вели и тогда, когда Алла уже уехала. На экране – Меньшиков, в каком-то темном дизайнерском обличье, возвращающийся в свой кабинет. Его спина удаляется от зрителя, и такое в этой спине вдруг засквозило одиночество… Оно, видимо, наступает каждый раз, пока к Меньшикову не приблизится планета, равная ему по масштабу.
Подписывайтесь на наш канал — дальше будет много интересного!