Лишь немногие районы мира могут похвастаться археологическими находками, сравнимыми с теми, которые были сделаны в Китае за последние полвека.
После больших раскопок древних останков Шанга в 1930-х годах, более древние цивилизации были найдены после 1960-х годов. Среди них, культура Сансингдуи в долине реки Янцзы, культура Лянчжу в долине реки Янцзы, привлекла внимание большинства ученых.
В отличие от Шанской цивилизации, которая находилась в Центральной равнине Китая и была описана в древних документах, все вышеперечисленные культуры, обнаруженные после 1960-х годов, находились на периферии Китая, и они были почти неизвестны китайской литературе.
Поэтому, несмотря на то, что эти археологические находки показали, наиболее распространенная реакция археологов, историков и даже простых людей, имеющих базовые знания по китайской истории, была удивительной.
После этого были составлены многочисленные археологические и исторические объяснения для интерпретации их нынешней, плодотворной природы.
Почему подлинное прошлое так удивительно?
Люди были удивлены этими археологическими находками, потому что существует расхождение между "прошлым", которое известно всем, и истинным прошлым, найденным в периферийном Китае.
Поэтому возникает вопрос, когда и как сложилось это историческое знание о периферийных регионах и их народах, и когда и как было забыто настоящее прошлое.
Ученые утверждают, что периферийные истории, которые древние и современные китайцы считали продуктами "исторического менталитета героического предка", являются подлым продуктом. В рамках этого исторического менталитета и связанных с ним жанров древние китайские литераторы создавали "нарративы от героя до границы" для определения своих пространственных и этнических границ.
При таком историческом сценарии и сопутствующей ему политической деятельности многие независимые центры цивилизаций за пределами Центральной равнины стали периферийными частями Хуаксии, а земля и ее народ до прихода героических предков Хуаксии считались примитивными и варварскими в глазах китайского ума до сих пор.
Даже дискутируя о подробностях, они сходятся во мнении, что эта характеристика по-прежнему демонстрирует мультицентрическое происхождение китайской цивилизации.
Эта "многоцентровая теория", таким образом, заменила "центрально-ориентированную равнинную теорию" в исследовании происхождения китайской цивилизации.
Тем не менее, "многоцентровая теория" не объясняет, почему эти цивилизованные центры в периферийном Китае были "частями" "целого" Китая.
Почему люди удивляются, когда узнают об истинном прошлом из археологических находок? Видимо потому, что история, раскрытая археологическими находками, не вписывается в наш исторический контекст.
Культура Сансингдуи, культура Лянджу и связанные с ней истории.
Я начну с ознакомления с историей культуры сансингдуев на равнине Чэнду в западной части провинции Сычуань. Согласно последним археологическим исследованиям, первой культурой позднего неолита в Чэндуской равнине Верхней Янцзы была культура Баодуна.
Было найдено по крайней мере шесть городов с стенами, некоторые из которых могут существовать одновременно. Влияние северного Китая на культуру было не очень ясным.
Второе тысячелетие до н.э. было тысячелетием культуры сансингдуев (около 1900 - 1150 гг. до н.э.), которая впитала традицию Шанг-Бронзы, но развилась в очень характерные местные культуры.
Останки Сансингдуев включают шесть районов, окруженных стенами на востоке, западе и юге. Кажется, что каждый район выполняет свою особую социальную функцию. В двух могильниках было обнаружено большое количество слоновых бивней, тонкий и сложный бронзовый сосуд, маска и статуи, а также нефрит. Доказательства показывают, что артефакты были преднамеренно сожжены и разрушены до захоронения в ямах.