Найти в Дзене
Основная Линия Мысли

Самураи и сословное деление в Японии XVII-XIX вв.

Современное общество имеет довольно поверхностное представление о классовом делении древней Японии. В основном интересуясь обширной информацией, только лишь, о сословии самураев. Вашему вниманию, в рамках исторической рубрики, представляется краткая информация о сословном делении в Японии эпохи Токугава (XVII-XIX вв.) Политическое объединение Японии в начале XVII в., достигнутое Токугава Иэясу, который провозгласил себя сёгуном в 1603 г., закончило дело, начатое двумя реформаторами - Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. С этого времени начинается последняя стадия развития японского феодализма. Политическое единство оказало благоприятное воздействие на экономику и одновремен­но с этим, усилилась власть и мощь сёгуната, который являлся абсолю­тистской диктатурой, опиравшейся на военно-феодальное сословие самураев. Токугавское правительство лишило феодалов возможности вести междоусобные войны и выступать против центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё. Сословной систем

Современное общество имеет довольно поверхностное представление о классовом делении древней Японии. В основном интересуясь обширной информацией, только лишь, о сословии самураев.

Вашему вниманию, в рамках исторической рубрики, представляется краткая информация о сословном делении в Японии эпохи Токугава (XVII-XIX вв.)

Политическое объединение Японии в начале XVII в., достигнутое Токугава Иэясу, который провозгласил себя сёгуном в 1603 г., закончило дело, начатое двумя реформаторами - Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.

С этого времени начинается последняя стадия развития японского феодализма.

Политическое единство оказало благоприятное воздействие на экономику и одновремен­но с этим, усилилась власть и мощь сёгуната, который являлся абсолю­тистской диктатурой, опиравшейся на военно-феодальное сословие самураев.

Токугавское правительство лишило феодалов возможности вести междоусобные войны и выступать против центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё.

Сословной системе и строгому соблюдению отношений господства и подчинения в этот период уделялось особое внимание. Деление общества на сословия, введенное Хидэёси, осталось почти в неизменном виде, с той лишь разницей, что сословие горожан стало подразделяться на ремесленников и купцов.

Классовая струк­тура эпохи Токугава выражалась формулой «си – но – ко - сё» - «самураи – крестьяне – ремесленники - купцы». Все че­тыре сословия вместе назывались «симин». Самураи, естест­венно, как опора токугавского режима стояли на высшей ступени общественной лестницы, они считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Отсюда поговорка: «Хана-ва сакураги, хито-ва буси» — «Среди цветов — вишня, среди людей — самурай». За самураями шли крестьяне. Земледелие, по конфуцианской этике, считалось благородным занятием еще в древнем Китае.

Это положение осталось неизменным и в феодальной Японии. К тому же крестьянство для бакуфу и кланов по существу являлось основным источником средств (в первую очередь, риса — который являлся всеобщим денежным эквивалентом). В связи с этим крестьяне особо выделялись самурайством среди простонародья и зани­мали как бы привилегированное положение среди низших сословий.

Ниже крестьян стояли ремесленники и уже совсем презренными считались купцы. Замыкали социальный ряд феодального общества две категории населения: нищие (хи­нин) и эта — парии, которые выполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот и т. д.

Совершенно обособленной продолжала оставаться придвор­ная аристократия (кугэ) — прослойка господствующего класса, занимавшая формально еще более высокое место, чем самураи, в сословной организации японского общества, но лишенная всякой политической власти и способности к действию.

Переход из одного сословия в другое был практически не возможен, за исключением случаев усыновления.

-3

Эпоха правления сёгунов Токугава была временем наивысшего расцвета сословия самураев, окончательного сложения его идеологии, культуры и обычаев. Однако это же время ознаменовало собой завершающий этап развития японского феодализма, этап его разложения и низвержения, которое повлекли за собой упадок самурайства и ликвидацию его как сословия, порожденного феодальным строем и не способного существовать без этой системы.

Об этом можно узнать в материале "Упадок самураев. Почему легендарные воины исчезли как сословие".

С материалом о военной подготовке самураев можно ознакомиться тут.

С материалом, посвященным этике самурайского меча, можно ознакомиться по данной ссылке.

В подготовке данного материала использованы книги: Игоря Горевалова «Боевые искусства мира. История, философия, стили, звезды» и серия книг Николая Рудакова «Великие объединители Японии», «Эпоха самураев», «История древней Японии».

__________________________________________________________________________________________

1. Сёгу́н — в японской истории так назывались люди, которые управляли Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году.
2. Даймё — крупнейшие военные феодалы средневековой Японии, элита среди самураев. В переводе это понятие означает «великое имя», возникло оно одновременно с появлением устойчивой военной прослойки — буси — в IX—XI веках.
3. Бакуфу - правительство сёгуна.