Найти в Дзене
Основная Линия Мысли

Самураи. Система военной и физической подготовки профессиональных воинов феодальной Японии

- Во времена сражений лицом к лицу, личные качества и опыт воина определяли исход схватки. Разумеется, что, будучи профессиональными воинами, самураи своё основное внимание должны были уделять военному ремеслу и признавать его своим единственным занятием, достойным «благородного» человека. Весь комплекс того, что развивал в себе каждый самурай, все духовные и физические способности были направлены, в конечном счете, к главному моменту - овладению военным мастерством, без которого, само понятие «самурай», было абсолютно бессмысленным. От уровня военной и физической готовности самурая зависело высшее требование, предъявляемое каждому воину: умение бороться с противником, с оружием или без него, и неизменно побеждать. Это обусловило то, что, готовя себя к основному делу в своей жизни, самурай постоянно совершенствовал своё боевое искусство и физическую подготовку воина уже с раннего детства, упражняясь во владении оружием, воспитывая твёрдость тела и духа, храбрость и решительность. Все я

- Во времена сражений лицом к лицу, личные качества и опыт воина определяли исход схватки.

Встреча возле дерева. Замечательный арт в свободном доступе
Встреча возле дерева. Замечательный арт в свободном доступе

Разумеется, что, будучи профессиональными воинами, самураи своё основное внимание должны были уделять военному ремеслу и признавать его своим единственным занятием, достойным «благородного» человека.

Весь комплекс того, что развивал в себе каждый самурай, все духовные и физические способности были направлены, в конечном счете, к главному моменту - овладению военным мастерством, без которого, само понятие «самурай», было абсолютно бессмысленным.

От уровня военной и физической готовности самурая зависело высшее требование, предъявляемое каждому воину: умение бороться с противником, с оружием или без него, и неизменно побеждать. Это обусловило то, что, готовя себя к основному делу в своей жизни, самурай постоянно совершенствовал своё боевое искусство и физическую подготовку воина уже с раннего детства, упражняясь во владении оружием, воспитывая твёрдость тела и духа, храбрость и решительность.

Впечатляющий арт в свободном доступе
Впечатляющий арт в свободном доступе

Все японские виды военных искусств (бугэй) отличались акцентом, в первую очередь, на нравственно-мораль­ную сторону и развитие «духовных способностей самурая», т.е. психическую уравновешенность воина, и только потом на формирование физически развитой личности.

Моральное содержание таких дисциплин, как кэндо, кюдо и т. д., демонстрировало нравственный принцип и присутствие глубокой связи с религиозными аспектами жизни самураев, как военного сословия.

Моральный принцип в тренировках японских воинов был обусловлен учением Конфуция. В конфуцианстве До рассматривалось как определенная этическая категория. Что же касается религиозного аспекта, то основой здесь была непосредственная связь До с Дзэн-буддизмом.

Познание До («правильного, истинного пути», или «прав­ды») считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании и т.д., необходимым для гармонического развития индивидуума.

Самурай под сакурой. Отличный арт в свободном доступе
Самурай под сакурой. Отличный арт в свободном доступе

Воин, познавая До, должен был достичь военного мастерства и войти в совершенную гармонию с природой, с которой человек составляет неразделимое целое. Поэтому главным фактором в деле тренировки силы духа воина была медитация.

Несмотря на ряд чисто мистических элементов, медитация по системе Дзэн имела и рациональное зерно. Прежде всего, это касается постановки правильного дыхания, что крайне необходимо при любых физических упражнениях.

Перед тренировочным боем самураи обычно принимали позы, ха­рактерные для дзэн-буддийских монахов, и старались дышать глубоко и размеренно.

Это заранее готовило органы дыхания к правильной работе и содействовало дальнейшей ритмичной работе легких во время всей схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.

Тренировка самураев. Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик
Тренировка самураев. Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик

Но, несмотря на то, что развитие внутреннего духовного и психического состояния самураев было превалирующим, это не означало, что в военных искусствах самураев тренировка силы и выносливости рассматривалась как что-то несущественное.

Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносли­вости, выработки феноменальной реак­ции и координации движений на уровне инстинктов.

Все это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок в самом почитаемом воинском искусстве фехтования Кэндо.

Кэндо (кэндзюцу).

Из всех видов единоборств самураи более всего почи­тали кэндо(«путь меча») - фехтование на самурайских мечах. Это объяснялось тем, что меч на протяжении всей истории феодальной Японии являлся основным оружием и символом сословия воинов. «Меч - знак могущества и храбрости - душа самурая», - гласит японская народная поговорка.

Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик
Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик

В кэндо меч являлся сред­ством формирования личности, главным пунктом физической и психической концентрации, которая, в понимании японцев, должна была привести человека к согласию с природой, что также указывает на связь фехтования на мечах и синтоизмом.

«Воспитание кэндо» и «дух кэндо» были равны «воспитанию японского духа».

Обучаться кэндо самураи начинали еще в раннем возрасте, причем уже тогда фехтованию учили не только ради физического развития, но и в целях тренировки умственных способностей.

Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик
Кадр из кинофильма "Последний самурай" 2003 года, режиссёр Эдвард Цвик

Уроки кэндо начинались рано утром и проводились в закрытом помещении или под открытым небом в любую погоду.

Начиная фехтовать деревянными мечами, сыновья саму­раев постепенно переходили к фехтованию на настоящих самурайских мечах.

Нередко упражнения даже с деревянными мечами, которые из-за их относительно большого веса держали двумя руками, приво­дили к тяжелым увечьям фехтовальщиков.

В подготовке этой статьи использованы материалы из книги «Боевые искусства мира», автора Игоря Ивановича Горевалова, изданной в 1994 году. Отличная работа, рассказывающая об истории, философии боевых искусств, боевых стилях и звездах спорта и кинематографа. Искренне советую всем поклонникам данных направлений.