- Во времена сражений лицом к лицу, личные качества и опыт воина определяли исход схватки.
Разумеется, что, будучи профессиональными воинами, самураи своё основное внимание должны были уделять военному ремеслу и признавать его своим единственным занятием, достойным «благородного» человека.
Весь комплекс того, что развивал в себе каждый самурай, все духовные и физические способности были направлены, в конечном счете, к главному моменту - овладению военным мастерством, без которого, само понятие «самурай», было абсолютно бессмысленным.
От уровня военной и физической готовности самурая зависело высшее требование, предъявляемое каждому воину: умение бороться с противником, с оружием или без него, и неизменно побеждать. Это обусловило то, что, готовя себя к основному делу в своей жизни, самурай постоянно совершенствовал своё боевое искусство и физическую подготовку воина уже с раннего детства, упражняясь во владении оружием, воспитывая твёрдость тела и духа, храбрость и решительность.
Все японские виды военных искусств (бугэй) отличались акцентом, в первую очередь, на нравственно-моральную сторону и развитие «духовных способностей самурая», т.е. психическую уравновешенность воина, и только потом на формирование физически развитой личности.
Моральное содержание таких дисциплин, как кэндо, кюдо и т. д., демонстрировало нравственный принцип и присутствие глубокой связи с религиозными аспектами жизни самураев, как военного сословия.
Моральный принцип в тренировках японских воинов был обусловлен учением Конфуция. В конфуцианстве До рассматривалось как определенная этическая категория. Что же касается религиозного аспекта, то основой здесь была непосредственная связь До с Дзэн-буддизмом.
Познание До («правильного, истинного пути», или «правды») считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании и т.д., необходимым для гармонического развития индивидуума.
Воин, познавая До, должен был достичь военного мастерства и войти в совершенную гармонию с природой, с которой человек составляет неразделимое целое. Поэтому главным фактором в деле тренировки силы духа воина была медитация.
Несмотря на ряд чисто мистических элементов, медитация по системе Дзэн имела и рациональное зерно. Прежде всего, это касается постановки правильного дыхания, что крайне необходимо при любых физических упражнениях.
Перед тренировочным боем самураи обычно принимали позы, характерные для дзэн-буддийских монахов, и старались дышать глубоко и размеренно.
Это заранее готовило органы дыхания к правильной работе и содействовало дальнейшей ритмичной работе легких во время всей схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.
Но, несмотря на то, что развитие внутреннего духовного и психического состояния самураев было превалирующим, это не означало, что в военных искусствах самураев тренировка силы и выносливости рассматривалась как что-то несущественное.
Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки феноменальной реакции и координации движений на уровне инстинктов.
Все это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок в самом почитаемом воинском искусстве фехтования Кэндо.
Кэндо (кэндзюцу).
Из всех видов единоборств самураи более всего почитали кэндо(«путь меча») - фехтование на самурайских мечах. Это объяснялось тем, что меч на протяжении всей истории феодальной Японии являлся основным оружием и символом сословия воинов. «Меч - знак могущества и храбрости - душа самурая», - гласит японская народная поговорка.
В кэндо меч являлся средством формирования личности, главным пунктом физической и психической концентрации, которая, в понимании японцев, должна была привести человека к согласию с природой, что также указывает на связь фехтования на мечах и синтоизмом.
«Воспитание кэндо» и «дух кэндо» были равны «воспитанию японского духа».
Обучаться кэндо самураи начинали еще в раннем возрасте, причем уже тогда фехтованию учили не только ради физического развития, но и в целях тренировки умственных способностей.
Уроки кэндо начинались рано утром и проводились в закрытом помещении или под открытым небом в любую погоду.
Начиная фехтовать деревянными мечами, сыновья самураев постепенно переходили к фехтованию на настоящих самурайских мечах.
Нередко упражнения даже с деревянными мечами, которые из-за их относительно большого веса держали двумя руками, приводили к тяжелым увечьям фехтовальщиков.
- В следующей публикации мы продолжим рассматривать тему подготовки воинов самураев, а пока можно ознакомиться с материалом о самураях и сословном делении в Японии XVII-XIX веков по данной ссылке.
- С материалом об этике обращения с мечом самурая в Японии XVII-XIX веков можно ознакомиться по данной ссылке.
В подготовке этой статьи использованы материалы из книги «Боевые искусства мира», автора Игоря Ивановича Горевалова, изданной в 1994 году. Отличная работа, рассказывающая об истории, философии боевых искусств, боевых стилях и звездах спорта и кинематографа. Искренне советую всем поклонникам данных направлений.