В одной из наших статей мы уже говорили о "Glasstress": проекте где при помощи не кисти, но стекла художники выражают свои идеи. Выставка, как одно из официальных мероприятий La Biennale di Venezia, заставляет вспомнить о стекольном производстве города и особенно о традициях известной на весь мир муранской школы. Теперь пришло время поговорить о том, что из себя представляет художественное стекло в России. Тем более есть повод, да еще какой! Во всероссийском музее декоративного искусства до 13 января открыта масштабная ретроспектива работ советских и постсоветских мастеров по стеклу. Название выставки «На просвет» рождает ассоциации с чем-то хрупким и пластичным, чем-то светящимся и отражающим радужные блики. Как утверждает официальный сайт музея, его коллекция насчитывает около 4000 единиц хранения. Кураторы Анна Бутина и Владимир Касаткин постарались представить наиболее значимые для всего отечественного стекольного производства работы, которые отражают различные этапы его эволюции.
Художественный подход к стеклу берет свое начало в 40-е годы XX век, когда под руководством известного советского скульптора Веры Мухиной открывается цех по производству художественного стекла, позднее ставший Ленинградским заводом художественного стекла (1948). Неслучайно, именно словами прославленного скульптора открывается вся экспозиция выставки: «…красота должна стать частью повседневной жизни, войти в быт». Это стало своеобразным девизом для будущих поколений мастеров. Сама же художница четко следовала своему правилу. Заметным художественным явлением стали ее работы из моллированного матового стекла, одна из которых, под названием «Ветер», представлена на выставке. Хрупкая головка девушки, чьи волосы словно развиваются от порыва ветра, стала символом нового подхода к стеклу. Происходит осмысление материала не только с утилитарной точки зрения, но и как возможности художественного воплощения идей автора.
Такой нестандартный подход к стеклу развивает в своих проектах еще один культовой советский скульптор. Фигура Бориса Смирнова стоит в авангарде развития авторского стекла. Его работа, представленная на выставке, «Человек, конь, собака и птица» стала в свое время сенсацией и породила понятие нового жанра: вещей из стекла как арт-объектов.
Помимо нестандартного пластического решения (два автономных сосуда, вставленных в одну емкость) важна и тема произведения. Фигурка человека представлена как часть мира, но в то же время вылеплена на отдельной колбе. Как заметил однажды сам автор: «…хотелось, чтобы был отдельно воспринят человек». В своей работе Борис Смирнов словно пытается осознать место человека в контексте мироздания, раскрыть связь меду ним и окружающей средой. В соседнем зале также стоит обратить внимание на его культовый ансамбль «Стеклодувы» из прозрачного стекла.
Наложение гравированных фигурок рождает ощущение движения и взаимодействия масс, словно мастера сами создают ту форму, в которую помещены.
Особенно автору статьи запомнились работы Любви Савельевой, ученицы Бориса Смирнова. Человек поистине ренессансного толка. Стекло главное, но не единственное пристрастие художницы. Любовь Савельева занимается и гравюрой, и керамикой, даже выпустила сборники стихов с собственными иллюстрациями. Название одного из сборников «Стихографика» стало авторским изобретением, когда изображение становится неотъемлемой частью слов. Но «поэтичность» свойственна и ее произведениям из стекла. Мастер часто использует технику свободного выдувания, что придает ее работам плавные, неправильные формы, таким образом делая вещь эксклюзивной, с характерным авторским подчерком. Ее композиция «Сокольники» соединяет пластическую массу с изобразительными мотивами фигур людей и деревьев.
По признанию самой художницы свою любимую работу она посвятила району Москвы, где провела детские годы.
Наивность и лиричность присущи и ее фигуративным композициям. Работа «Скорбящие» кажется безусловной отсылкой к картине русского художника Виктора Попкова «Воспоминание. Вдовы» не только благодаря своей тематике, но и пластической форме, решению складок одежды и некой безликости персонажей, чья скорбь сливается в единое всеобъемлющее горе. Работы Любви Савельевой представлены не только в России, но также в музеях США, Бельгии, Швеции и других европейских стран.
Особняком стоят проекты Сергея Травникова. Комбинирование стеклянных масс с другими материалами, как дерево или металл, было не столько отличительной особенностью самого автора, сколько новой концепцией для следующего поколения мастеров. Но даже здесь произведениям Сергея Травникова свойственен свой индивидуальный характер. Его сочетание символических стеклянных форм с деревом задают резонансный тон всей композиции, рождающей ощущение одиночества и хрупкости. Сейчас работы художника, словно книга, могут рассказать о нелегкой и трагически оборвавшейся жизни автора. Художник также не ограничивался лишь работой со стеклом. Известны и его живописные полотна. После выставки ища дополнительную информацию о жизни и творчестве автора, нашла пару строк, что якобы были написаны на кончину смерти художника одним из его друзей:
Останешься пеплом окурков,
Останешься смехом в ушах,
Останешься на вешалке курткой,
Останешься – краской в холстах.
Эти слова словно вторят в унисон работам Сергея Травникова, раскрывая его не только как художника, но и сложную, одинокую личность.
Хочется рассказать еще и о многих других авторах, но лучше идти и смотреть самому. Кураторы и организаторы выставки постарались выстроить экспозицию и представленные работы в витринах с учетом максимального комфорта. Во-первых, почти любую работу можно рассмотреть сразу с нескольких сторон, во-вторых, несмотря на внушительное количество представленных произведений нет ощущения нагромождения пространства. Одним словом, ничто не мешает свободному перемещению из зала в зал. Но стоит отметить и построение самой экспозиции. На центральной аллее, где оказывается посетитель при входе на выставку, представлено всего лишь несколько работ в сопровождении небольших, но ясно написанных текстов об истории развития художественного стекла в России. Обязательно читайте эти заметки, чтобы в дальнейшем лучше ориентироваться в многообразии произведений, выставленных в соседних залах. После того как Вы дойдете до конца аллеи, автор статьи рекомендует продолжить променад и зайти в павильоны, находящихся слева от входа. Не поленитесь взять сопроводительные тексты, которые можно обнаружить в каждом зале. В них вкратце рассказывается о различных техниках обработки и выдувания, росписях и самом понятии «пластика» в стекле. Не оставляет равнодушным и дизайнерское решение этикетажа в виде надписи с небольшой зарисовкой самой работы. Это заставляет снова убедиться в том, что кураторы продумали все вплоть до мелочей. В книжном магазине музея можно также купить каталог выставки. Наша редакция в свою очередь рекомендует следующую литературу для лучшего ознакомления с миром художественного стекла:
- Казакова. Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. М., 2000
-Б.А. Смирнов. Художник о природе вещей. Л., 1970
- Любовь Савельева. Стихографика. М., 1989
Еще больше о стекле Вы можете узнать, прослушав курс онлайн лекций института Арт- бизнеса и антиквариата «Основы атрибуции художественного стекла»: https://www.artinstitut.ru/online-courses/osnovy-atributsii-khudozhestvennogo-stekla?searched=%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1
#арт #артрынок #искусство #artinstitut
#стекло #художественноестекло #институтартбизнеса
#design #дизайн
Автор статьи: Ника Карпенко