По воспоминаниям ветеранов, в советском футболе хватало игр, которые сейчас деликатно назвали бы странными. По прошествии десятилетий они воспринимаются как нечто полумифическое, даже забавное и почти не предосудительное. Что-то среднее между былью и сказкой.
Например, дружественный характер игры "Днепра" с ЦСКА в июле 1991-го - это практически установленный и подтверждённый не одним участником публично факт. Но у того матча была трагическая предыстория: ЦСКА только-только похоронил вратаря Михаила Еремина, разбившегося в автокатастрофе, и украинцы благородно согласились на мировую. Понимали: армейцам просто не до футбола было в те траурные дни. Сыграли 2:2.
Но была в том сезоне у армейцев ещё одна ничья с украинцами, аналогичная по форме и содержанию. За пару недель до "Днепра". Я бы о ней и не вспомнил, если бы своими глазами не видел игру с трибуны Республиканского (сейчас Олимпийский) стадиона Киева. На подростка она произвела сильные и противоречивые впечатления. По прошествии лет ее перипетии воспринимаются немного иначе.
26 тысяч зрителей дождливым летним вечером собрались на главной арене Киева в предвкушении яркого зрелища. И они его получили. А главным героем дня, точнее антигероем, стал Дмитрий Кузнецов. Капитан гостей собрал уникальное комбо - результативный обрез (Юран забил), нереализованный пенальти (вратарь Кутепов отбил) и автогол. Все неприятности, которые только могли произойти, 19 июня 1991 года свалились на лидера ЦСКА.
Нашёлся у матча и герой положительный: Валерий Брошин. С его навеса тезка Масалитин счел открыл, а "закрыл" его Брошин самостоятельно. Через минуту после второго гола киевлян. Итог тот же - 2:2.
Московский комментатор в сюжете о матче толсто намекал на отсутствие спортивной борьбы на поле:
"Матч в Киеве, на мой взгляд, не представлялся сложным для обеих команд. Как только один из соперников добивался успеха, другой тут же производил мобилизацию сил и сравнивал сче Причем мобилизация сил одной команды совпадала с расслаблением другой. Так что рассуждений о глубоких тактических замыслах команд, как и восторгов по поводу забитых мячей, сегодня не будет. Ограничусь перечислением событий". И вот еще, при 0:1: "Всем было ясно, что гол [ответный] обязательно будет".
Сарказм комментатора можно было бы списать на явные симпатии к другому столичному клубу или/и неприязнь к украинской команде. Но спустя много лет один из участников матча уточнил (разумеется, не под запись): обе команды ничья устраивала - её и сыграли. Прежняя система начисления очков - 2 за победу - благоприятствовала таким обоюдовыгодным расходам. Какой процент ничьих был запрограммированным, а какой внеплановым - история умалчивает. После развала Союза разбираться в этом стало некому и вроде как незачем. Нет страны - нет проблемы.
А с киевлянами армейцы и во втором круге сделали ничью. Правда, более скучную, сухую. Свой отчет с матча корреспондент "Спорт-Экспресса" Леонид Трахтенберг начал с унылой констатации: "В матче ЦСКА - "Динамо" (Киев) футболисты не баловали зрителей захватывающими дух фрагментами".
Зато четыре следующих матча, в том числе три против московских команд, ЦСКА выиграл и досрочно стал чемпионом Союза. Последним в истории.
Подписывайтесь, делитесь, ставьте палец вверх!👍
Пишите комментарии - отвечу!
Куда пропал Андрей Пятницкий? В "Спартаке" 90-х он феерил
Тернавский трижды опекал Ромарио в 90-х. Где он сейчас?
За что Романцев отправлял Цымбаларя в дубль "Спартака". Новые подробности спустя 25 лет