Образ степной женщины кочевницы
В кочевую культуру гендерное формирование как социокультурная и психосоциальная роль мужчин и женщин происходило под большим влиянием определенной идеологической системы и традиций. Таким образом, одной из предпосылок социального развития кочевников в военных делах было вовлечение женщин в военные дела.
Это связано с легендами об амазонок - женщинах-воинах, которые были отдельным племенем и с детства учились использовать копье, меч, метать джериды и быть опытными всадниками.
Свобода и независимость степных женщин
Женщины степи отличались от женщин других восточных народов большей независимостью и свободой, они часто участвовали в принятии судьбоносных решений своего народа.
Степь породила таких женщин, как ханские советницы, семейные гувернантки, остроумные женщины и, наконец, женщины-воины. В то же время кочевники не обеспечивали женщин развлечениями. Согласно кодексу чести, в будущем степные женщины могли стать женами только в степях.
В результате образ женщины в кочевой среде представляется и выражается через призму природной и божественной природы и прочно опирается на законы первоначального правового статуса матери.
Исследователи изучали обычаи гендерного равенства среди кочевников, особенно среди сарматов.
Сарматская женщина сохранила свои древние обычаи: вместе с мужьями, или одни, они ездили на лошадях, охотились, носили такую же мужскую одежду.
Девочка не могла выйти замуж до убийства врага, поэтому некоторые женщины умирали незамужними. Сарматы происходят из комбинации Амазонки и Скифа.
В то же время скифы "приручили" амазонок, чтобы они не занимались грабежами: они послали к ним молодых юношей скифов. Однако амазонки не смогли жить, как женщины скифов и выполнять женскую работу.
Следует отметить, что место женщин в военном устройстве кочевников было определено в казахстанском эпосе. Там оценили женщину, а также лошадь и оружие. Более того, он олицетворялся как разум батыра, его интеллектуальная находчивость, а батарина изображалась как невинный драчун, которому нужны были руководство и поддержка. Тем не менее, в любом случае, женщина всегда была со своим мужчиной в степи.
Среди древних тюрков не только каган, но и его жена имели право на верховную власть. Это также привело к сакрализации их семей - каганов и катунов. В этом отношении можно увидеть реликвию родительских прав, которая была особенно сильна в древнем и средневековом обществе.
Очень трудно отличить мужчин от женщин из-за того, что они одеты одинаково: все носят одежду, выложенную мехом, и высокие шляпы из холста или шелка. (посол П. Карпини)
Равенство женщин и мужчин
Ученые также отмечают, что в кочевой традиции женщины считались равными со всеми мужчинами: во власти и трудоспособности. Таким образом, кочевой образ жизни не разделяет людей на мужчин и женщин, а устанавливает схожие требования, и они стараются соответствовать им, конкурируя друг с другом.
Сарматские женщины могли руководить племенами и выполнять священнические функции. Ученые считают, что сарматская семья была материнской, и родословная на стадии разложения племенной системы рассматривалась с учетом женской линии. Позже, вместе с созданием новых сарматских союзов, исчезли материнские знаки.
Кочевники представили нумерологическую систему, в которой человек стал числовой сущностью или частью численного состава народа и войска, поскольку кочевники считались изобретателями военной власти в отличие от государственно-цивилизованной.
Они не делили пространство как граждане, они были разделены в пространстве, сначала как семейные части, а затем - как сотни тысяч военных формирований.
Поэтому в кочевом обществе и мужчины, и женщины были частью военного единства, где они выступали против всех чужаков как потенциальных врагов. Поэтому исследователи отмечают, что порядок и дисциплина присущи их семьям.
Исторически существует много легендарных женщин которые принимали участие в боях, возглавляли деревни, обучали известных личностей.
Ограничение прав женщин в кочевом мире стало поздним явлением и, возможно, было связано с общим упадком Центральной Азии в постмонгольский период.
Роль женщин в военно-политической деятельности кочевых объединений не является "реликтом" матриархальных отношений, она представляет собой совершенно новое явление, обусловленное повышением социальной значимости женщин в системе жизнеобеспечения кочевого общества.
Таким образом, можно констатировать, что гендерная симметрия является универсальным явлением общественной жизни человека - кочевника.