Найти тему
Artfragment

Искусство пользы и дела

Оглавление

В октябре исполнилось 125 лет со дня рождения Варвары Степановой. Вспоминают художницу на открывшейся недавно выставке «Авангард. Список №1» в Новой Третьяковке. Ведь Степанова была среди устроителей Музея живописной культуры — прообраза первого в мире музея современного искусства. А мы решили вспомнить, почему саму художницу можно смело вносить в «список №1» русского авангарда. 

— Она была библиотекарем, помощницей бухгалтера на фабрике, машинисткой и секретарем.

Но в историю вошла как художница-авангардистка и один из первых советских дизайнеров. Свои работы Варвара Степанова порой подписывала псевдонимом «Варст». Его она нехитро составила из трех первых букв своего имени и первых двух букв фамилии. 

Александр Родченко, «Степанова с сигаретой», 1924.
Александр Родченко, «Степанова с сигаретой», 1924.

— В начале 1910-х Степанова занялась синтетическими жанрами: визуальной поэзией и экспрессивной абстрактно-фигуративной живописью.

Для нее был важен синтез слова и изображения. Пишущую машинку Степанова превратила в инструмент художника.

Варвара Степанова, «Изучайте старое, но творите новое».
Варвара Степанова, «Изучайте старое, но творите новое».

Она свободно распоряжалась буквами в пространстве листа, делая их выше или ниже и вписывая в ту или иную форму.

Варвара Степанова, серия работ «Цветописная графика».
Варвара Степанова, серия работ «Цветописная графика».

— Со своим мужем Александром Родченко Степанова познакомилась в 1914 году.

Малевич однажды сказал про них: «Вам нужно выступать вместе». И они это делали. Вместе пара прожила 40 лет. За это время их семейное равновесие пошатнулось лишь однажды, когда Родченко увлекся своей ученицей — фотографом Евгенией Лемберг. Это она изображена на известной фотографии «Девушка с лейкой». Степанову Родченко тоже снимал и снимал много. В 1921 году во дворе ВХУТЕМАСа на Мясницкой улице супругам дали квартиру. На ее балконе Родченко делал свои знаменитые ракурсные кадры с Варварой Степановой.

Александр Родченко снимает Варвару Степанову на балконе их квартиры.
Александр Родченко снимает Варвару Степанову на балконе их квартиры.

— 1921 год стал поворотным для Варвары Степановой.

Вместе с единомышленниками — художниками-беспредметниками — она проводит выставку под названием «5х5=25». В ней приняло участие пять человек: сама Варвара Степанова, Александр Родченко, Любовь Попова, Александра Экстер и Александр Веснин. Каждый вручную изготовил по пять экземпляров каталога выставки. Они отличались обложками и иллюстрациями. Общим был только текст, отпечатанный на пишущей машинке. Выставка «5х5=25» показала эволюцию молодых художников от станковой живописи к абстрактным «цветоконструкциям». А для Варвары Степановой ознаменовала финал живописного периода. Дальше художница решила заниматься «производственным искусством».

Варвара Степанова, обложка каталога выставки «5х5=25».
Варвара Степанова, обложка каталога выставки «5х5=25».

— Варвару Степанову можно назвать одним из первых советских дизайнеров.

В 1921 году она оставила живопись и увлеклась изготовлением эскизов рабочей и спортивной одежды. Однажды Степанова увидела объявление в газете «Правда». На открывшуюся в 1922 году после трехлетнего перерыва Первую ситценабивную фабрику искали художников-конструкторов для расширения ассортимента. Не могли же на советском предприятии продолжать производить ткани по эскизам западных журналов.

Лиля Брик в платке с принтом Варвары Степановой, фотография Александр Родченко, 1924.
Лиля Брик в платке с принтом Варвары Степановой, фотография Александр Родченко, 1924.

Степанова откликнулась с энтузиазмом, ведь для нее это была возможность следовать правилу отказу от «искусства ради искусства». Художница хотела служить производству и народу. Степанова придумала «прозодежду» — «костюм сегодняшнего дня». Его главной задачей было удобство и функциональность, а украшательства должны были уйти в прошлое.  

«Прозодежда» авторства Варвары Степановой.
«Прозодежда» авторства Варвары Степановой.

— В 1920-х в СССР был недолгий период гендерного равноправия.

Вместе с коллегами-мужчинами Степанова оформляла спектакли. На афише постановки Всеволода Мейерхольда «Смерть Тарелкина» художница значилась как конструктор. Она придумала костюмы и декорации для спектакля, а еще — трансформирующуюся мебель и «гибрид клетки с мясорубкой».

Театральные работы Варвары Степановой.
Театральные работы Варвары Степановой.

— Варвара Степанова была горячей и непримиримой спорщицей.

Владимир Маяковский даже подписал ей свою книгу словами «неистовой Степановой». В 1957-м, за год до собственной смерти, Степанова устроила первую персональную посмертную выставку Александра Родченко

Варвара Степанова, «Автопортрет», 1920.
Варвара Степанова, «Автопортрет», 1920.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.