История Порту началась ещё до нашей эры, но метрополитен во втором по величине городе Португалии появился не так давно. Впрочем, это не совсем метрополитен.
Metro do Porto, как его называют местные жители, открылось 7 декабря 2002 года. Система представляет собой легкорельсовый электрифицированный городской пассажирский транспорт и по факту является метротрамом. Примечательно, что именно Порту стал первым городом Иберийского полуострова, где в 1872 году организовали трамвайное движение, ставшее подспорьем для будущего лёгкого метро. Впрочем, Порту не привыкать – инженерные гении не раз воплощали здесь свои новаторские идеи в жизнь.
Первую линию метротрама Порту открывал тогдашний премьер-министр Жозе Мануэл Дуран Баррозу, представивший пассажирам 18 подземных станций и 11,8 км пути. В наши дни, после многочисленных расширений, система насчитывает уже 82 станции, 6 линий и 67 км путей. Метротрам охватывает как столичный регион Порту с аэропортом, так и ближайшие муниципалитеты: Вила-ду-Конде, Вила-Нова-де-Гайя, Гондомар, Матозиньюш, Майя и Повуа-де-Варзим.
В прошлом году услугами Metro do Porto воспользовались 62,6 миллионов человек. Каждый день они путешествовали по линиям метротрама, открытого с 6 утра до полвторого ночи, оплачивая проезд картой Andante. Это интермодальный проездной билет, действующий также в автобусах и электричках и доступный в трёх вариациях: Andante Azul, Andante 24 и Andante Tour. Стоимость проезда по картам Azul и 24 зависит от количества пересекаемых пассажиром зон, а проездной билет Tour предлагает своему владельцу неограниченные количеством и зонами поездки в течение суток за 490 рублей или в течение трёх дней за 1050 рублей.
Учитывая изначально высокую стоимость строительства, архитекторы свели декоративное оформлений подземных вестибюлей и наземных станций метротрама к наиболее практичным решениям с современными отделочными материалами. Иными словами, метротрам Порту не такой повсеместно яркий как его столичный коллега Лиссабонский метрополитен, но тем не менее со своим португальским колоритом и современным представлением о культуре и эстетике общественных пространств.
Особенности метротрама Порту:
· На станциях не установлены турникеты, но пассажирам обязательно нужно приложить проездной билет к валидатору, в том числе во время пересадки с линию на линии не позднее 10 минут с начала поездки. Контролёры в вагонах ходят часто и при встрече с «зайцем» выписывают штраф суммой от 8 500 до 25 000 рублей. Не рискуйте, друзья!
· Если на станции установлены эскалаторы, то они, скорее всего, находятся в спящем режиме, но начнут работать, как только сработает датчик приближения пассажира.
· В метротраме можно провозить велосипеды, но только в последнем отсеке последнего вагона.
· Чуть меньше 10 км всей сети метротрама проходят под землёй, тогда как остальные километры покрывают наземные маршруты, частично преобразованные из бывших железнодорожных путей и открывающие туристам возможность совместить поездку с обзорной экскурсией по городу.
· Помимо линий легкорельсового метро система эксплуатирует городской фуникулёр в районы Батальа (Batalha) и Рибейра (Ribeira), но с дополнительной платой за проезд в размере 175 рублей.
· Билет на проезд можно купить как в терминале на станции, так и в некоторых отделениях почты.
· На станциях можно взять бесплатную брошюру с расписанием движения трамваев, чтобы не заблудиться среди португальских названий станций.
· Метротрам Порту находится в нескольких километрах от Атлантического океана.