Фигурное катание это спорт и искусство «в одном флаконе». Фигуристки выполняют сложнейшие прыжки и вращения, которые не под силу неподготовленному человеку. И при этом раскрывают в своих программах художественные образы, передают музыку и играют роли – балет на льду.
Эта двойственность фигурного катания отражена и в судействе, где спортсменам выставляют две оценки. Первая – оценка за технику, отражает сложность и стабильность исполнения технических элементов. Вторая или оценка за компоненты, характеризует общее впечатление от программы – скольжение и связки между элементами, артистизм и интерпретация музыки, оригинальность и построение программы.
Не будем приводить всю процедуру выставления второй оценки, ограничимся лишь тем, что разница между спортсменками одна из которых получает восьмерки, а другая девятки за компоненты составит 4 балла в короткой и 8 баллов в произвольной. А это довольно существенные цифры, тоже самое, что получить баллы за дополнительный прыжок или каскад.
Неизбежный и предсказуемый субъективизм
Можно ли в принципе объективно оценить художественную сторону фигурного катания – раскрытие образа и музыки, постановку и хореографию? Думаю что нет. А поскольку это даже теоретически весьма сложно, то на практике открывает огромное поле для поддержки «нужных» спортсменов и сдерживания «ненужных».
Рассказывать о возможностях американского спортивного лобби думаю нет необходимости. А в случае учениц Этери Тутберидзе - занимающих весь пьедестал, противодействия стоит ждать со всех сторон, в том числе от международной федерации.
Неудивительно, что на домашних этапах – в США и Канаде, местные фигуристки получают неплохую помощь от судей. Проще говоря, их бесстыдно тащат за уши на первые места. Впрочем, подобное, хотя и в меньших размерах, происходит в отношении своих фигуристок и на других этапах Гран-при.
С оценкой за технику тоже все непросто
Во-первых, технические специалисты фиксируют и оценивают качество исполнения технических элементов (падения, недокруты, неясное или неверное ребро на лутце). От их решений зависит базовая стоимость, которая будет засчитана спортсмену и штрафы.
Во-вторых, судейская бригада оценивает технику исполнения и может как «плюсовать» хорошо выполненные элементы надбавками (от 1 до 5 баллов), так и «минусовать» за ошибки (от -1 до -5).
И здесь, как мы видим, также есть возможности для «творчества» судей. Технический специалист может не заметить недокрут или нечеткое ребро у своей спортсменки. А судьи - щедро отплюсовать ее прыжки.
Вывод из историй с судейством может быть только один - наши спортсменки должны быть на две головы сильнее соперниц, чтобы даже мыслей о возможности их засудить не возникало.