Производство и использование гомининами камнерезных орудий труда широко исследовалось археологами, а в последнее время и приматологами, которые ценят важность производства орудий труда и их использования для понимания эволюции познания человека и поведения, обеспечивающего средства к существованию.
Происхождение литологической технологии долгое время рассматривалось как один из важнейших и фундаментальных переходов в эволюции гоминина, однако до сих пор мало что известно о том, когда, где, почему и как камень впервые был захвачен нашими ранними предками.
Недавнее открытие самых ранних, но известных артефактов из Ломекви в Западной Туркане (Кения) свидетельствует о значительных изменениях в технологическом поведении гоминина более 3 млн. лет назад.
Традиционная мудрость в эволюционных исследованиях давно предполагала, что происхождение производства камнерезных орудий гоминина связано с появлением рода Homo в ответ на изменение климата и распространение лугов саванны.
В 1964 году, когда Луис Лики и его коллеги описали окаменелости, больше напоминающие более поздние Homo, чем австралопитеки в ущелье Олдувай в Танзании, найденные в связи с самой ранней на тот момент культурой каменных орудий труда - Олдован, раскопки которой велись там и описаны Мери Лики, - они были отнесены к новым видам: Гомо-хабилис или "ловкий человек".
Предпосылкой было то, что одна только наша родословная сделала эволюционный шаг - ударила камни вместе, чтобы ударить острые хлопья, и что это было основой нашего эволюционного успеха.
Последующие открытия отодвинули дату появления первых каменных орудий труда Олдована на 2,6 млн лет, а самые ранние окаменелости, относящиеся к раннему Homo, - только на 2,4-2,3 млн лет, открыв возможность изготовления орудий труда не Homo, возможно до 2,6 млн лет.
Австралопитецины в целом и австралопитеки в частности, и австралопитеки африканского происхождения были предложены как не-гомозобойцы для камней или по крайней мере обладающие возможностями ручного управления, которые позволили получить возможность захвата как человек.
Опубликованная 3,4 млн лет назад работа Дикики о возможности использования каменных инструментов для резки австралопитекским афаринсисом до 2,6 млн лет, хотя никаких данных о производстве каменных орудий труда не имеется.
Ранние артефакты Олдована долгое время были единственным доказательством фундаментального сдвига в техническом поведении гоминина: от обработки мягкого материала к использованию природных камней к раскалыванию твердых пород для преднамеренного отделения хлопьев.
Разработка любой технической системы включает в себя все большее число этапов.
Каждый шаг состоит из цепочки действий, подкрепленных принятием решений; второй этап является следствием первого и позволяет достичь третьей и так далее, пока не будет достигнута поставленная цель.
Успех гоминин камень щёлкнуть особенно требует:
(1) понимание механики разрушения имеющегося каменного сырья и наиболее предпочтительных размеров и форм исходных блоков для захвата;
(2) сенсомоторный контроль силы и точности ударных жестов, необходимых для удаления хлопьев с каменного блока;
(3) визуально-пространственное понимание расположения и углов, под которыми можно ударить ядро и отслоить его таким образом, чтобы не происходило дальнейшее изменение морфологии, что каждый такой удар не приводит к разрушению ядра.
Анализ артефактов Олдована, обнаруженных в Гоне (2,6-2,5 млн. лет), Хадаре (2,36+0,07 млн. лет) и Омо (2,34+0,04 млн. лет), особенно в Локалее (2,34+0,07 млн. лет), Эфиопии из Западной Турканы, Кения, показывают, что плиоценовые рыбалки-гоминины уже обладали разумными возможностями в плане селективности сырья, глубины планирования и ловкости рук.
Казалось бы, пунктуальное появление в раннем Олдоване достаточно хорошо контролируемых способностей к ударам камнями приводит к тому, что его характеризуют как "когнитивный скачок" или "нечто из ничего".
Часто предполагалось, что при ударе камней непосредственно и специально для получения острых хлопьев для резки, возможно, мяса, хотя в других анализах также подчеркивались признаки активности колошения в течение этого периода.
Способность палеоантропологов искать и обнаруживать самые ранние следы изготовления камнеобрабатывающего инструмента Гоминин была ограничена следующими факторами:
- редкость поведения, в результате чего сигнал в археологических записях был незначительным;
- редкость осадочного воздействия с соответствующих периодов времени, вызывающая ослабление любого существующего сигнала;
- отсутствие археологических исследований в этих воздействиях, оставляя любой сигнал в виде отсутствующего камня;
- отсутствие внимания к тому, как можно определить, какой из них выглядеть раньше.